Путешествия, наблюдения, впечатления

 
Москва Подмосковье Петербург Русский Север Самара Анапа Владивосток
Беларусь Болгария Швейцария

Пенаты. Экспозиция мемориального музея И.Е.Репина

Экспозиция дома имеет два отдела: первый знакомит с жизнью и творчеством художника, второй состоит из мемориальных комнат. В трех комнатах первого отдела музея размещены фоторепродукции крупнейших произведений Репина. Начиная с его последней академической работы — «Воскрешение дочери Иаира» — дипломной программы на золотую медаль, можно проследить, как развивался гений Репина. Такие картины, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «3апорожцы», «3аседание Государственного совета», были не только вехами творческого пути великого живописца, но и этапами развития революционно-демократического искусства России второй половины XIX века. Фрагменты картин Репина, снятые крупным планом, дают представление о его живописной манере, о характере его творческого почерка.

В витринах, расположенных вдоль стен, экспонируются документальные материалы. Здесь можно видеть метрическую выпись о рождении в 1844 году у чугуевского военного поселенца, рядового Ефима Репина сына, которому было суждено стать гордостью русского искусства.

В прошении ученика Академии художеств Ильи Репина можно прочесть волнующие строки о том, с каким трудом и упорством он стремился стать художником. В другой витрине лежит первый печатный отзыв о картине «Бурлаки на Волге», принадлежащий перу выдающегося критика В. В. Стасова, не только первого пропагандиста произведений Репина, но и его многолетнего руководителя и друга. Письма И. Н. Крамского и воспоминания о нем Репина, письма П. М. Третьякова, А. М. Горького, М. П. Мусоргского, отклики прессы, фотографии из архива художника (портреты И. П. Павлова, Л. Н. Толстого, Д. И. Яворницкого и многих других) — все эти материалы дают наглядное представление о людях, которым был близок идейно Репин.

Ряд документов рассказывает о последних годах жизни художника, когда он оказался за пределами Советской России. В 1926 году по поручению Советского правительства Репина посетила делегация художников (И. И. Бродский, П. А. Радимов, Е. А. Кацман, А. В. Григорьев), которая передала ему приглашение вернуться на родину. Это событие запечатлено в ряде фотографий. Но больной старик — Репину было тогда 82 года, — не смог воспользоваться этим предложением.

Осмотр мемориальных комнат начинается со скромной прихожей. Здесь находится известный медный гонг, ударом в который гости извещали о своем приходе. На вешалке висят репинская накидка и шляпы художника, в углу стоят трости, а также старая железная лопата, которой Репин любил работать в саду.

Пенаты. Мемориальный музей И.Е.Репина. Кабинет
Пенаты. Мемориальный музей И.Е.Репина. Кабинет

«Очень уютное впечатление производил кабинет Ильи Ефимовича, — вспоминала художница А. Остроумова-Лебедева. — Он своей передней закругленной стеной напоминал корму большого парохода...» Застекленная с трех сторон, эта- комната в течение всего дня полна света. В ней было удобно работать, сидя за письменным столом, а чтобы увидеть парк, достаточно было поднять голову. Репин здесь рисовал, писал письма и работал над книгой воспоминаний «Далекое близкое».

И.Е.Репин в кабинете
И.Е.Репин в кабинете

И. Е. Репин был одним из самых образованных художников своего времени. Он очень много читал и любил делиться своими впечатлениями о прочитанном. Его интересовали различные области знаний, он преклонялся перед достижениями науки. В библиотеке Репина много книг с автографами ученых и писателей, художников и музыкантов. «Всю жизнь он прожил на вершинах культуры», — справедливо сказал о нем К. И. Чуковский.

В кабинете художника на книжных полках вдоль окон, как и прежде, стоят скульптурные портреты близких ему людей, исполненные И. Я. Гинцбургом, — статуэтки Д. И. Менделеева, В. В. Стасова, А. Ф. Кони, В. И. Сурикова, Л. Н. Толстого, А. Г. Рубинштейна. На письменном столе много фотографий родных и друзей, лежат портфель, бювар, большое увеличительное стекло и другие вещи, которыми повседневно пользовался художник.

И.Е.Репин пишет портрет Ф.И.Шаляпина
И.Е.Репин пишет портрет Ф.И.Шаляпина

Музыка и театр были одним из страстных увлечений Репина. Крупнейшие музыканты и артисты считали для себя честью играть для него. В гостиной, как и теперь, всегда стоял рояль, лежало много нот. Здесь пел Ф. И. Шаляпин, исполняли свои произведения А. К. Глазунов и Б. В. Асафьев, декламировали артисты Александринского театра Г. Г. Ге, В. А. Мичурина-Самойлова и многие другие. Иногда летом гостей собиралось так много, что импровизированные концерты переносились в парк, на «Площадь Гомера», где эстрадой служила большая беседка, так называемый «Храм Озириса и Изиды».

Зимой оживленный курортный поселок Куоккала пустел. Тогда каждое воскресенье, как вспоминает Репин, в гостиной «читались публичные лекции на самые разнообразные темы: от астрономических законов вселенной до шитья сапог, от чтения произведений первоклассных писателей (особенно Некрасов оказался по сердцу нашей среде) до практических сообщений, в которых лекторами иногда выступали наши же слушатели... Публика была самая разнообразная: сидельцы, приказчики, дворники, кухарки, горничные, фермеры и пр» Перед ними выступали с лекциями, беседами физиолог И. Р. Тарханов, шлиссельбуржец Н. А. Морозов, К. И. Чуковский, хозяйка дома Н. Б. Нордман-Северова и другие. Репин любил сидеть в это время в гостиной и делать наброски с присутствующих.

Гостиную иногда называли «комнатой Венеры», так как одним из ее украшений служил гипсовый слепок со знаменитой античной статуи Венеры Милосской.

Над дверью в кабинет висит большой портрет сына Репина — Юрия, исполненный художником В. С. Сварогом. В гостиной есть работа молодого Репина — акварельный портрет архитектора А. Петрова и ряд живописных произведений репинских учеников: В. А. Серова (этюд собаки), А. В. Скалона (пейзаж), И. И. Бродского (портрет К. И. Чуковского). Привлекает внимание небольшой, выполненный акварелью автопортрет В. А. Шевцовой — первой жены Репина. Интересны находящиеся здесь живописные портреты работы чугуевских мастеров-первых учителей Репина.

Из гостиной можно пройти на зимнюю круглую веранду, служившую Репину в первые годы жизни в «Пенатах» живописной мастерской. Позднее он любил в ней заниматься скульптурой. Здесь стоят станок для лепки и исполненные Репиным бюсты Л. Н. Толстого, Н. Б. Нордман-Северовой, Н. И. Пирогова, а также портрет молодого Репина (1880) — единственная скульптурная работа его друга живописца Виктора Васнецова. На этой веранде 5 июня 1905 года Горький прочел только что написанную им пьесу «Дети солнца». Это событие запечатлено Репиным на рисунке, репродукция с которого помещена при входе на веранду.

Пенаты. Мемориальный музей И.Е.Репина. Столовая
Пенаты. Мемориальный музей И.Е.Репина. Столовая

Из гостиной через широкую дверь мы попадаем в знаменитую столовую «Пенат» с ее круглым столом, средняя часть которого свободно вращается для того, чтобы сидящие за ним гости могли достать любое блюдо без посторонней помощи. В углу столовой трибуна: тот, кто нарушал правила «Пенат», должен был подняться на нее и экспромтом произнести речь, обязательно на животрепещущую современную тему.

За круглым столом в 1905 — 1914 годах собирался цвет русской прогрессивной интеллигенции. Здесь бывали В. В. Маяковский, А. Ф. Кони, С. M. Городецкий, В. Г. Короленко, И. И. Бродский, И. Э. Грабарь, Л. Н. Андреев, В. В. Хлебников, С. А. Есенин и многие другие. И конечно, их привлекали сюда не чудачества и вегетарианские «супы из сена» Н. Б. Нордман-Северовой, о чем с таким злорадным удовольствием писала реакционная пресса, а нестареющий гений Репина, его пылкий интерес ко всему новому, передовому и талантливому.

Стены столовой увешаны картинами и этюдами Репина. К сожалению, многое из коллекции «Пенат» было продано еще при жизни художника и ушло за границу. Большая же часть наследия Репина распродана его детьми уже после смерти живописца. Из сохранившихся работ Репина интересны портрет Н. Б. Нордман (написанный в Фазано в 1905 г.), пастельный портрет артиста Г. Г. Ге, портрет дочерей Репина Веры и Нади и блестящий по острой характеристике более поздний графический портрет Веры Репиной (1926).

Самой важной частью дома являлась мастерская, где Репин проводил большую часть времени. Эта так называемая зимняя мастерская занимает значительную часть второго этажа дома. Она состоит из трех как бы отдельных мастерских. Репин любил одновременно писать несколько произведений. Не мешая ему, здесь могли работать и ученики художника.

Пенаты. Мемориальный музей И.Е.Репина. Мастерская
Пенаты. Мемориальный музей И.Е.Репина. Мастерская

Репин трудился с утра до позднего вечера. «Утром, сейчас после завтрака, — вспоминает К. И. Чуковский, — Репин спешил в мастерскую и там буквально истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным и даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам, обступившим его в мастерской...»

Когда в 1900-х годах от бесконечной работы правая рука Репина стала отказывать, он начал писать левой. Будучи не в силах держать палитру, Репин стал пользоваться подвесной палитрой, которая сейчас находится в мастерской вместе с его кистями и другими, художественными реликвиями.

И.Е.Репин в своей мастерской
И.Е.Репин в своей мастерской

В зимней мастерской «Пенат» Репин написал много портретов, среди них портрет В. Г. Короленко, В. М. Бехтерева, шлиссельбуржца Н. А. Морозова, К. И. Чуковского, историка Н. И. Кареева.

Некоторые творческие замыслы интересовали художника на протяжении многих лет. К их числу относится тема жизни и быта вольнолюбивых запорожцев. Уже после создания своей знаменитой картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Репин в «Пенатах» продолжил эту тему в картине «Черноморская вольница» и в своей последней работе «Гопак». В мастерской хранятся костюмы натурщиков, предметы обихода Запорожской Сечи (бандура, сабли, ружье, сумки и т. д.), использованные художником в картине, копия запорожского знамени, а также скульптурные фигуры-эскизы запорожцев, сделанные Репиным.

Одним из шедевров сенатского художественного собрания является эскиз картины «Заседание Государственного совета», а также этюды к картине, исполненные Репиным и его учениками Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, помогавшими ему в работе.

Особое значение имеет живописный трагически сокровенный автопортрет 1920 года, сохранивший для нас облик старика Репина, одинокого и печального. Художник изобразил себя с кистями и палитрой. Подписью к этому портрету могут служить слова из одного его письма: «Прежде всего, я не бросил искусство. Все мои последние мысли о Нем...»

Пенаты. Мемориальный музей И.Е.Репина. Летняя мастерская
Пенаты. Мемориальный музей И.Е.Репина. Летняя мастерская

Из зимней мастерской по лесенкам с точеными перилами можно подняться в летнюю мастерскую художника, в которой в настоящее время размещены рисунки Репина, его учеников и друзей.

Е.Г.Левеншиф





Читайте также:

3

Пенаты. Заветный уголок И.Е.РепинаПенаты. Заветный уголок И.Е.Репина  
По Карельскому перешейку, вдоль берега Финского залива тянется живописное Приморское шоссе. На сорок пятом километре этого шоссе, за невысоким забором раскинулся парк. Сосны, ели и молодые березы обступили причудливый деревянный дом с большими окнами, стеклянными скатами кровли, резными украшениями, балконами и верандами. Дом и деревья отражаются в воде небольшого пруда. Это знаменитые в истории русской культуры «Пенаты» — место, где провел последние тридцать лет своей жизни великий русский художник Илья Ефимович Репин.

Вознесенский переулокВознесенский переулок  
Первый храм Вознесения в Москве неподалеку от Кремля был построен в начале XVI века. В 1584 Фёдор Иоаннович заложил на месте деревянного каменный храм «Вознесения Господня на Большой Никитской», также называющийся «Малым Вознесением». По имени храма стал называться проходящий рядом Вознесенский переулок, соединивший Большую Никитскую и Тверскую улицы.

Андроников монастырьАндроников монастырь  
Спасо-Андроников монастырь расположен на берегу Яузы, на высоком берегу, с которого в былые столетия открывалась красивая панорама на реку и окрестные домушки. Легенда гласит, что монастырь был основан в честь спасения митрополита Алексия из бурных вод Чёрного моря. Митрополит привёз в Москву икону образа Спаса Нерукотворного, которая стала главной святыней Спасского собора монастыря. Датой основания принято считать дату освящения первого, ещё деревянного Спасского собора - 1357 год. Второе название монастырю дало имя первого игумена Андроника, который был одним из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского.



    • Главная   • Путешествия по России   • Петербург и окрестности   • Пенаты. Экспозиция мемориального музея И.Е.Репина  

Талисман. Новый роман Татьяны Латуковой
Москва Подмосковье Петербург Русский Север Самара Анапа Владивосток
Беларусь Болгария Швейцария

© 1395.ru Путешествия, наблюдения, впечатления, размышления. 2009-2017
Занимательная география, наглядная история, страны и города вне стандартной информации из путеводителей.
Укромные уголки больших городов и нежные пейзажи сельской провинции. Фототуры и экспедиции в поисках необычных кадров.

Контакты 
Профайл 
Карта сайта



Яндекс.Метрика