Путешествия, впечатления, размышления
  Москва Подмосковье Петербург Русский Север Калининград Самара Анапа Владивосток  
  Беларусь Болгария Швейцария  

Северные архитектурные памятники на иконах

Путешествие в русскую провинцию со старинными иконами местных святых

Расхожее представление об иконах предполагает, что икона - вариант строго канонизированной живописи по заданным образцам. Религиозно ориентированные граждане видят в образах духовные смыслы и подчас отрицают значимость иконы как историко-художественного памятника, светски настроенное общество усвоило советское неприятие христианского искусства и отказывает иконописи в значимости, низводя живописное искусство нескольких веков едва ли не на уровень массовых открыток.

Между тем, иконопись вовсе не является столь уж регламентированным искусством, каждый иконописец вносил в создаваемые образы своё видение мира и свою творческую манеру живописи. В старинных иконах скрываются не только сугубо духовные ценности, хотя и они, безусловно, важны, но и сведения куда более широкого масштаба. Особенности быта, одежды, представлений о красоте и гармонии, моды на цветовые решения и конкретные общехристианские или местные сюжеты - всё это широко представлено в иконах, и особенно в русских провинциальных иконах. Живописцы, работавшие в отдалённых провинциях Российской империи, не были подвержены прямому влиятию крупных школ, и хотя многие подражали привозимым столичным образцам, это подражание чаще носило характер творческого переосмысления, нежели прямого копирования.

Одним из интереснейших сюжетных направлений в русской иконописи является изображение монастырей, храмов и различных архитектурных достопримечательностей, которые позволяют восстановить облик старинных городов и духовных центров, а при хорошем воображении - и прогуляться по прошлому, почувствовать себя внутри крепостных стен или постоять рядом с величественным собором.

Появление русской архитектуры на иконах, по всей вероятности, произошло в XV-XVI веках, вместе со становлением русской государственности и самоосознания правителей Руси как наследников традиций павшей Византии. За несколько веков, прошедших после крещения Руси, христианское учение наложилось на древние языческие верования, в народном восприятии крепко смешалось с местными суевериями, и результатом стало явление того православия, которое спустя полтысячеления будет названо одним из столпов русского мироустройства.

С XV-XVI века начал формироваться культ местных святых, тесно связанный с представлениями о локальной сакральности отдельного монастыря или храма. Далёкие византийские сюжеты в сложной художественной стилистике икон, привезённых из столиц или даже из-за рубежа, воспринимались в провинции как «импортные», безусловно, привлекательные как всё чужеземное и экзотическое. Но в простой ежедневной молитве свои, национальные и местные святые были ближе, понятнее, доступнее, и оттого востребованнее. Архитектурные ансамбли на иконах позволяли связать воедино святого и местность, в которой он прославился. Активные миграции населения в XVI-XVII веке заложили и практику почитания святых из родных мест, и традиции паломничества, из которого привозили образы, связанные с конкретными точками путешествия.

Советский период отрицания значимости христианской культуры привёл к утрате значительного количества икон, среди которых наверняка были интересные памятники истории и искусства. Особенно горько уничтожение пласта народной иконы, наиболее свободной в трактовке иконографии. Несовершенства художественного исполнения могли компенсироваться важными историческими деталями, но теперь о разнообразии и выразительности образов мы можем судить лишь по отдельным сохранившимся иконам.

Рассмотрим несколько икон с изображениями монастырей и храмов.


Икона «Святой Варлаам Хутынский»
с видом Спасо-Преображенского Хутынского монастыря под Новгородом

Икона «Святой Варлаам Хутынский»
Икона «Святой Варлаам Хутынский»
Конец XVIII - начало XIX в.
Дерево, левкас, темпера, серебро
24 х 20 см
Новгород


Святой Варлаам Хутынский обрёл широкую популярность в XVI веке, причём его активно приобщали к своим землям и московские, и новогородские легенды. Хутынский монастырь (по названию деревни Хутынь) расположен недалеко от Новгорода, на берегу реки Волхов. В начале XVII века во время войны со шведами обитель была захвачена и стала временной резиденцией шведских войск, но следующие два века прошли для монастыря спокойно и мирно. Новгород утратил своё значение главного северного центра, однако Варлаам Хутынский почитался как один из хранителей Руси. (Так, например, икона «Спас Смоленский» на Спасской башкне Московского кремля изображает Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского как главных покровителей русской земли.)

Хутынский монастырь развивался как уважаемая и почитаемая обитель. Захват монастыря немецко-фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны привёл к разорению и утрате многих памятников. Простояв почти четыре десятилетия в руинах, обитель всё же была восстановлена и стала одним из важных образцов северо-западной русской архитектуры.


Икона «Святой Варлаам Хутынский»
Икона «Святой Варлаам Хутынский». Фрагмент

Икона рубежа XVIII-XIX веков представляет Хутынский монастырь в виде комплекса из трёх храмов, обнесённых монументальной крепостной стеной. Спасо-Преображенский собор вполне узнаваем - не в последнюю очередь благодаря крыльцу в типичной архитектурной манере XVII века. Стилистике художественного решения образа присущи и чертёжная лаконичность и сбалансированная живописность, что позволяет предположить столичные веяния, повлиявшие на подход иконописца. Икона определённо написана на заказ и представляет собой интересное документальное свидетельство устройства и архитектурных решений Хутынского монастыря больше двухсот лет назад.

Икона «Св. Варлаам Хутынский» в проекте «Се Вера»


Икона «Святой Феодосий Тотемский» с видом города Тотьмы

Икона «Святой Феодосий Тотемский»
Икона «Св. Феодосий Тотемский с видом г. Тотьмы»
Около 1800 г.
Дерево, левкас, темпера, твореное золото
31 х 26 см
Междуречье Волги и Сухоны


Усолье Тотемское - крупнейший и важнейший соляной промысел русских земель, сложившийся на реке Сухоне уже в XV веке. - привлекал к себе как переселенцев из центральной России, так и всевозможных разбойников. Тотьма подвергалась разорению и казанскими татарами в период войн с Казанским ханством, и польскими отрядами Смутного времени. По всей видимости, разорявшаяся и возрождавшаяся Тотьма оставалась своего рода рабочим посёлком, где преобладали простые нравы. В развитии Тотьмы как города с изысканным вкусом, который до недавнего времени оставался центром оригинальной деревянной архитектуры, важную роль сыграл преподобный Феодосий Тотемский - образованный основатель Спасо-Суморинской (Тотемской) обители, энергичный строитель нескольких других монастырей и храмов в вологодских землях.

Почитание Феодосия как святого началось через тридцать лет после смерти, когда были обнаружены его нетленные мощи. Практически сразу распространилась молва о чудесах, и в короткое время Феодосий Тотемский обрёл славу едва ли не самого важного местного святого не только для Тотьмы, но и для всего Севера.


Икона «Святой Феодосий Тотемский»
Икона «Св. Феодосий Тотемский». Фрагмент


Представленная икона написана на рубеже XVIII и XIX веков, когда Тотьма утратила значение главного соляного центра, превратившись в уездный город с неторопливым укладом жизни, в котором местные новости были важнее столичных, а взаимозависимость горожан в ежедневных заботах создавала особое поле значимости своих ценностей, своего святого. Изображение Тотьмы на иконах Феодосия Тотемского - не редкость, но именно в этой иконе город представлен панорамой множества нарядных белых храмов. В художественной стилистике иконы прослеживаются черты ампира - чистые цвета, чёткая графика тонких линий, но вместе с тем в иконе сквозит и провинциальная простота, придающая всему образу чистоты и естественности. То, что в столичном исполнении стало бы имперским, напыщенным, в вологодском видении превратилось в лёгкий флёр сказочности.


Икона «Прежде Рождества и по Рождестве дева» на иконе «Святой Феодосий Тотемский»
Икона «Св. Феодосий Тотемский».
Фрагмент. Икона «Прежде Рождества и по Рождестве дева»

В Вознесенском соборе Спасо-Суморина монастыря находилась чудотворная икона «Прежде Рождества и по Рождестве дева», которая ныне утрачена. Изображение этого образа на иконе Феодосия Тотемского - икона в иконе - возможность представить утраченную святыню, что добавляет старинному изображению значимости и в культурном, и в духовном аспектах.

Икона «Св. Феодосий Тотемский» в проекте «Се Вера»


Икона «Св. Артемий Веркольский»
с изображением неизвестного деревянного монастыря

Икона «Св. Артемий Веркольский»
Икона «Св. Артемий Веркольский»
Дерево, левкас, темпера
42,5 х 36,5 см
Вторая половина XVIII в.
Архангельский Север


Село Веркола на реке Пинеге - дальний и труднодоступный уголок задвинских земель. Освоение пинежских берегов происходило в несколько этапов, волны беженцев от войн, смут, разорений, церковного раскола добредали до Пинеги и останавливались, ибо дальше дороги не было, размытая граница русской цивилизации терялась в глухих таёжных лесах.

Новости из центра доходили сюда медленно, столичные артефакты культуры и изобразительного искусства попадали в архангельскую глубинку редко и в малом количестве, христианские легенды в народном пересказе зачастую обретали характер суеверных страшилок или весёлых сказок. И жизнеописание Артемия Веркольского носит характер народного мифа, в котором важны необычные явления и чудеса, а не сам святой.

По существу, Артемий не успел стать личностью, и даже о его христианском усердии мы ничего не знаем. Отрок Артемий был убит молнией на поле, где он помогал отцу с пахотой. Деревенские мудрецы решили, что смерть была послана отроку за греховные мысли, и тело Артемия оставили в лесу, прикрытым берестой. Спустя порядочное количество лет тело Артемия было обнаружено нетленным, и вскорости вся округа наполнилась историями о чудесных исцелениях, связанных с мощами отрока. Канонизация фактически лишь утвердила уже сложившийся культ местночтимого святого.

Икона «Св. Артемий Веркольский»
Икона «Св. Артемий Веркольский». Фрагмент


Представленная икона Артемия Веркольского - образец северной иконописи, в которой сочетается аккуратный, даже скурпулёзный подход художника-документалиста и фантазийная манера художника, тяготеющего к тем тенденциям живописи, которые войдут в моду лишь в начале двадцатого века. Какой именно деревянный монастырь изображён на иконе - неизвестно. Напрашивается идея соотнести изображение с Артемиево-Веркольским монастырём, но в конце XVIII века на территории обители уже были построены каменные храмы, монастырь не был деревянным. А изображение на иконе при всей кажущейся схематичности носит конкретный характер и достоверно передаёт приёмы деревянного зодчества, которые можно наблюдать в сохранившихся памятниках архангельской архитектуры.

Чуть больше двух столетий назад где-то в пинежских лесах стояли все эти церкви, звонницы, башенки, над которыми возвышались купола и шатры, покрытые лемехом. Но венцы сгнили, стены сгорели, остатки конструкций ушли в землю, и только яркие краски иконы сохранили для нас облик потерянной русской страны и крохи утраченной православной культуры.

Икона «Св. Артемий Веркольский» в проекте «Се Вера»


Ростислав Нифанин
Консультант - Илья Боровиков, искусствовед, коллекционер, автор проекта «Се Вера»






Читайте также:

2

Верхняя Тойма. Летний просторВерхняя Тойма. Летний простор  
Село Верхняя Тойма расположено в среднем течении Северной Двины, перед изгибом русла, на высоком берегу, перед которым река за последние десятилетия намыла большую песчаную отмель. Село известно почти девять столетий, но даже и сейчас верхнетоемский район представляет собой труднодоступные земли, хранящие множество исторических тайн.

Соловки в 1986 годуСоловки в 1986 году  
В северной природе и мощной тектонической архитектуре Соловецкого монастыря таится мистическая привлекательность как для истинно верующего православного, так и для человека, настроенного скептически-недоверчиво по отношению к религии. Таинственное и суровое очарование Соловков манят к себе и туристов, и паломников, и просто любопытных путешественников, охочих до посещения волшебных мест.



    • Главная   • Путешествия по России   • Русский Север   • Северные архитектурные памятники на иконах  

«Привидение на просеке». Детектив Татьяны Латуковой Северная архитектура на иконах Сплав по Осетру. Опыт путешествия
Москва Подмосковье Петербург Русский Север Калининград Самара Анапа Владивосток
Беларусь Болгария Швейцария
 
© 1395.ru Путешествия, наблюдения, впечатления, размышления. 2009-2022
Занимательная география, наглядная история, страны и города вне стандартной
информации из путеводителей. Укромные уголки больших городов и нежные пейзажи
сельской провинции. Фототуры и экспедиции в поисках необычных кадров.

Контакты 
Профайл 
Карта сайта



Яндекс.Метрика