Путешествия, наблюдения, впечатления

 
Москва Подмосковье Петербург Русский Север Самара Анапа Владивосток
Беларусь Болгария Швейцария

Преображенка. Сгоревшие мастерские туберкулёзного диспансера

Это чумовое во всех смыслах место отгорожено от Преображенского вала розовой стеной, и немногие прохожие подозревают, что за стеной порядочное количество лет царит хаос послепожарной разрухи.

Туберкулёзный диспансер - мрачноватый тёмно-красный дом по адресу: Преображенский вал, 19. Диспансер был построен как больница Преображенской старообрядческой общины в 1912-1914 году по проекту архитектора Л.Н.Кекушева. (Подробнее - в отдельной статье: Больница в стиле модерн). По всей видимости, стена и массивные кирпичные колонны, которые образовали основу длинного одноэтажного барака мастерских, были возведены ещё до строительства больницы, и с высокой степенью вероятности, некие постройки для больных, нуждавшихся в изоляции, существовали на этом месте с весьма далёкого прошлого.

Сгоревшие мастерские туберкулёзного диспансера



Преображенский богадельный дом, как назывался комплекс построек и территорий старообрядческой общины, начал складываться в 1770-е годы, когда во время чумной эпидемии по инициативе московского купца Ильи Алексеевича Ковылина силами старообрядцев-беспоповцев в окрестностях Преображенского села был устроен карантинный пост, лазарет и кладбище для погибших. В начале XIX века Преображенская старообрядческая община насчитывала до 10 тысяч прихожан, а примерно полторы тысячи человек жили в богадельнях и приютах на территориях общины.

Преображенские богадельни были благотворительными, их работу поддерживали крупные взносы в общину купцов-старообрядцев. В Преображенское стекались болящие и нищие не только из столицы, но и из подмосковных, а то и отдалённых сёл. Лечебницы для прибывающих, скорее всего, были вынесены за пределы общины, и полоска земли вдоль ограды представляется весьма удобным местом для организации места, которое мы сейчас назвали бы распределителем или пунктом временного пребывания.

Не случайно и советская власть использовала старообрядческую больницу и прилегающую территорию для создания медицинского учреждения, занимающегося одной из сложных и до сих пор непобеждённой инфекционной болезнью. Где же ещё быть туберкулёзному диспансеру, как не на месте чумных и тифозных бараков?

Пребывание в туберкулёзном диспансере напоминало тюремное заключение. Контакты с внешним миром были резко ограничены или запрещены. Надо полагать, что производственные мастерские при диспансере были призваны занять относительно активных больных какой-то полезной деятельностью. Вряд ли труды болящих уходили в массовую торговлю, скорее, они обеспечивали сам диспансер и другие медицинские учреждения того же профиля какими-то простыми, но необходимыми изделиями и материалами.

Сгоревшие мастерские туберкулёзного диспансера



Судя по развалинам мастерских, созданы они были в 1950-е годы на базе каких-то иных сооружений. Деревянные стены и стропила, грубо смонтированная проводка и общая убогость всего барака не вызывают сомнений в причинах пожара - замыкание, искры, быстрое возгорание, мгновенное распространение пламени, и тотальное выгорание части строения. Найти точную дату пожара в интернете не удалось.

Сгоревшие мастерские туберкулёзного диспансера
Табличка на входе



Предупреждение на всякий случай. Палочка Коха считается устойчивой и долго сохраняющейся в окружающей среде. Учебники сообщают, что во влажном и тёмном месте при температуре 20-25 градусов по Цельсию микобактерии туберкулёза сохраняются до 7 лет. В воде палочка Коха живёт полгода, в уличной пыли на свету - 2 месяца. Но реальные сроки жизни колоний в различных условиях изучены недостаточно. Поэтому любопытным исследователям мест катастроф не рекомендуется заходить внутрь помещений мастерских, ворошить хлам, поднимать и уносить какие-либо предметы.

За несколько лет после пожара вредная микропалочка должна была бы замёрзнуть, высохнуть и погибнуть тем или иным способом, однако нельзя исключать, что в условиях захламления, в глубине скоплений тряпок и мусора какие-то микобактерии сохранили свои жизненные силы. Возможно, что в этом обстоятельстве кроется и разгадка того, почему эта территория не разбирается и остаётся необитаемой.

В общем, если вам хочется пощекотать себе нервы фантазиями о глобальных эпидемиях и постапокалиптическом запустении, то вам сюда. А если нет - то и делать здесь абсолютно нечего.

Сгоревшие мастерские туберкулёзного диспансера - Табличка на входе



Сгоревшие мастерские туберкулёзного диспансера
Швейная мастерская. Много розеток, много ламп, много автоматов отключения электричества (чёрные коробки с красным и белым переключателями).



Швейная мастерская
Люди ушли. Вещи остались.



Люди ушли. Вещи остались.



Сгоревшие мастерские туберкулёзного диспансера
Присмотревшись к конструкции здания мастерских, невольно задаёшься вопросом: а зачем простому одноэтажному бараку с деревянной крышей такие мощные кирпичные столбы с утолщением внизу? Напрашивается мысль, что некогда эти столбы были частью совсем другой постройки.



Сгоревшие мастерские туберкулёзного диспансера
Планировка здания представляла собой один длинный коридор с комнатами с одной стороны.
Пожар, видимо, распространялся вдоль коридора по деревянным стропилам и чердаку.



Сгоревшие мастерские туберкулёзного диспансера
Табличка над дверью: Мастер картонажного участка
Картонажный участок - место изготовления разных коробок из картона и упаковки любых изделий.



Табличка над дверью: Мастер механического участка
Табличка над дверью: Мастер механического участка
Механический участок предполагает наличие в мастерских токарного и сверлилного станков или, как минимум слесарного инструментария.



Сгоревшие мастерские туберкулёзного диспансера



Большинство окон разбиты уже после пожара
Большинство окон разбиты уже после пожара.



Сплошная решётка на сгоревшем окне
На большинстве окон - сплошные решётки, которые невозможно открыть или выломать.



Похищение Европы. Скульптурная композиция неизвестного автора.
Похищение Европы. Скульптурная композиция неизвестного автора. Покрашенный гипс (?)



Очень большой щенок
Очень большой щенок. Других комментариев нет.



Сгоревшие мастерские туберкулёзного диспансера



Сгоревшие мастерские туберкулёзного диспансера



Собственность города Москвы
Собственность города Москвы



Розовый забор вдоль Преображенского вала - он же стена сгоревших мастерских
Розовый забор вдоль Преображенского вала - он же стена сгоревших мастерских



Маленькие окошки, пробитые в стене.
Маленькие окошки, пробитые в стене. Вентиляция?



Окошечко - решёточко
Ещё одно окошечко-решёточко



Деревянные мосточки, ведущие во двор - Москва всегда останется деревней
Деревянные мосточки, ведущие во двор - Москва всегда останется деревней



Город рядом
Город рядом - за деревьями новый офисный колосс, выросший на Преображенской площади.



Фото и текст - Татьяна Селянинова, 2015





Читайте также:

3

Руина в Измайловском паркеРуина в Измайловском парке  
Приезжающие в парк посетители могут и не заметить своеобразной достопримечательности парка, притаившейся недалеко от бывшего детского городка. Это руина некогда пышного и помпезного павильона, которыми была в изобилии застроена центрально-официальная часть парка - вокруг Круглого пруда. Но для старожилов не секрет, что это одна из последних построек, напоминающая о прежнем названии всего парка - Парк имени Сталина. (2012 год)

Красково. Сгоревшая усадьба Трубецких-Орловых-ОболенскихКрасково. Сгоревшая усадьба Трубецких-Орловых-Оболенских  
Дому, в разные годы принадлежавшему Трубецким, Орловым, Оболенским, не повезло. После революции в нём разместились военные, использовавашие усадьбу в том числе и как общежитие. В 2000-е годы переданный на баланс местных властей дом оказался под завязку заселён, причём для его обитателей квартиры в усадьбе были временным жильём, никто из жильцов не стремился к сохранению дома. В ночь с 9 на 10 июля 2011 года дом сгорел.

Чудеса света. Всероссийский фестиваль песчаных скульптурЧудеса света. Всероссийский фестиваль песчаных скульптур  
Скульптуры из песка - эфемерный вид искусства, развеивающийся на ветру, смываемый дождями и уносящийся временем. Но в последние годы скульптурное творчество из таких материалов как мокрый песок или лёд становится всё более популярным. На Самарском фестивале были представлены весьма интересные композиции, сочетающие и серьёзные темы, и смешных персонажей.



    • Главная   • Путешествия по России   • Москва   • Преображенка. Сгоревшие мастерские туберкулёзного диспансера  

Талисман. Новый роман Татьяны Латуковой
Москва Подмосковье Петербург Русский Север Самара Анапа Владивосток
Беларусь Болгария Швейцария

© 1395.ru Путешествия, наблюдения, впечатления, размышления. 2009-2017
Занимательная география, наглядная история, страны и города вне стандартной информации из путеводителей.
Укромные уголки больших городов и нежные пейзажи сельской провинции. Фототуры и экспедиции в поисках необычных кадров.

Контакты 
Профайл 
Карта сайта



Яндекс.Метрика