Москва Подмосковье Петербург Русский Север Калининград Самара Анапа Владивосток |
Беларусь Болгария Швейцария |
Богословское-на-Могильцах и церковь Иоанна Богослова (Пушкинский район Московской области)Название села Могильцы по всей видимости восходит к древнеславянскому корню "мог-", который обозначал нечто большое, выдающееся (в частности, от этого же корня образовано прилагательное могучий). Согласно некоторым лингвистическим предположениям слова "могила", "могилец" изначально означали холм, возвышенность, местность с неровным рельефом. А Могильцы как раз расположены на вершине заметного холма. Первые упоминания о деревеньках Фомкино и Могильцы относятся к XVII веку и связаны с их продажей в 1670 году из Дворцового ведомства князю Ивану Наумовичу Приимкову-Ростовскому. Княжеский род Приимковых-Ростовских по дворянским книгам восходит к Рюрику, во второй половине XVII века это был один из знатнейших родов Российской империи. Сын князя Ивана - Никита в 1669 году построил в Фомкино деревянный храм во имя апостола Иоанна Богослова, а село стало именоваться Богословским или Фомкиным-Богословским. Сам боярин Никита Приимков-Ростовский постригся в монахи, а его сыновья Фёдор и Авраам не оставили наследников. Деревянный храм в 1678 году был перенесён в Могильцы, и уже это село стало называться Богословским (а также Богословским-на-Могильцах). Следующими владельцами сёл с 1732 года стали сестры Никиты: Елена Ивановна Ладыженская и Ефросинья Ивановна Измайлова, а впоследствии и их дети. Внук Елены Апполон Васильевич Ладыженский в 1762 году продал свою часть наследства - село Аполлонову горку (Могильцы) и половину деревни Фомкино - коллежскому советнику Петру Максимовичу Щербачёву, и эти полтора населённых пункта слились в один. Пётр Щербачёв и строительство усадьбыПётр Максимович Щербачёв построил в Могильцах великолепную усадьбу по лучшим образцам своего времени. Большой деревянный барский дом, каменный храм, парк с каскадом прудов и зверинцем стали свидетельством финансового благополучия и хорошего вкуса бывшего калужского воеводы. В 1767 году в усадьбе был возведён каменный храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Храм был домовым и предназначался только для семьи Щербачевых. Первоначальная архитектура храма до последующих перестроек была уникальной по композиции, в центре комплекса в качестве своеобразной оси симметрии располагалась колокольня. По сторонам от колокольни были построены одинаковые объёмы летнего и зимнего храмов. На кровле второго яруса колокольни были обустроены смотровые площадки с баллюстрадами, с которых можно было полюбоваться окрестностями. Церковь располагалась на вершине холма, и панорамный вид, несомненно, был впечатляющ.
В большинстве источников имя архитектора храма, усадьбы и автора планировки парка не указывается. Однако с большой долей вероятности архитектором являлся Лев Богданович Суровцев. Выпускник артиллерийской школы был в 1751 году направлен для работы помощником обер-архитектора Ф.Б.Растрелли, который сам просил Сенат о переводе талантливого архитектора к себе. Ещё через четыре года Растрелли представил Суровцева в заархитекторы и отзывался о своём помощнике как о талантливом и толковом строителе. Вместе с Растрелли Лев Суровцев участвовал в возведении Царскосельского и Зимнего дворцов, ансамбля Смольного монастыря. В 1759 году Лев Суровцев был направлен в Москву, архитектором Камер-коллегии, советником которой как раз в это время являлся Пётр Максимович Щербачёв. В 1762 году Пётр Максимович приобрёл сельцо Могильцы, и в том же году Лев Суровцев купил село Покровское (Родионково) которое расположено в полутора верстах от Могилец. Зачем было Петру Максивмовичу искать какого-то другого архитектора, когда у него в соседях был один из ведущих архитекторов России той эпохи, с которым владельца Могилец, возможно, связывали и неформальные дружеские отношения, завязавшиеся в ходе деловых контактов? Искусствоведы часто упоминают, что первоначальный облик церкви Иоанна Богослова близок сооружениям школы Д.В. Ухтомского. Но как раз в команде князя Ухтомского и работал Лев Суровцев в Москве. Ещё одно простое совпадение? Вряд ли. Скорее всего, церковь Иоанна Богослова - творение Льва Суровцева, в котором чувствуется и строгое чувство стиля, и в то же время независимость, свобода архитектурного творчества, доступная лишь высококлассным мастерам.
Гавриил Гагарин и расцвет поместьяВ конце XVIII века Пётр Щербачев продал усадьбу князю Гавриилу Петровичу Гагарину, президенту Коммерц-коллегии. Гагарин, хотя и жил практически безвылазно в Петербурге, подыскивал комфортную "дачу" для семьи в окрестностях второй столицы. Обустроенное поместье со всеми необходимыми атрибутами роскошной аристократической усадьбы вполне его устроило. Опись того времени перечисляет: «На суходоле, при вырытых прудах, церковь с колокольнею каменная об одном этаже во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова с приделом святого Дмитрия митрополита Ростовского. Дом господский деревянный об одном этаже. При оном зверинец, в котором находятся олени; ветреная мучная мельница о двух постовах по ветхости без действия...». Однако, дача дачей, а что ж простаивать усадьбе без дела? Князь Гагарин организовал в Богословском-на-Могильцах винокуренный завод, который приносил и доход, и неприятности. Екатерина Вторая однажды даже получила донос о том, что вино князя Гагарина вредно для здоровья, ибо разбавляется неведомо чем. Скандал князю удалось замять, а с восхождением на престол Павла Первого князь Гавриил Гагарин, который был совоспитанником императора в юности, обрёл значительную власть, не говоря уже о том, что император выплатил внушительные долги дружка по юношеским забавам. Павел Первый также однажды посетил Богословское-на-Могильцах на пути с богомолья из Троице-Сергиевой лавры. Эпоха князя Гагарина, проведшего в своём подмосковном имении последние годы жизни, несомненно стала временем расцвета Богословского-на Могильцах. Князь среди современников слыл поэтом, но его интересовала не только изящная словестность, он написал несколько богословских книг, а также историко-философский роман «Забавы уединения моего в селе Богословском». Политическое влияние и значимость в общественной жизни князя привлекали к нему и политиков, и чиновников, и поэтов, усадьбу посещали самые видные люди рубежа XIII и XIX веков. Необходимо отметить, что князь Гагарин активно участвовал в масонском движении, и Богословское, несомненно, удоставалось визитов "вольных каменщиков" не только из России, но и со всего мира. Князь Гавриил Гагарин скончался в 1808 году и похоронен в храме Иоанна Богослова в Могильцах.
У Гавриила Петровича и его жены Прасковьи Федоровны родилось пять дочерей и сын. Четыре дочери разлетелись по свету, составив веточки аристократических фамильных деревьев, одна из дочерей осталась незамужней, провела всю жизнь в усадьбе, также похоронена в церкви Иоанна Богослова. А вот Павел Гаврилович Гагарин, названный в честь императора, ухитрился стать о счастливым соперником Павла Первого в борьбе за сердце очаровательной фрейлины Анны Лопухиной. В зависимости от субъективных оценок личности и государственных деяний Павла Первого историки очень по-разному преподносят байку об увлечении императора молоденькой девушкой, которая в итоге призналась государю, что любит другого мужчину. Была ли Анна действительно влюблена в Павла Гавриловича или в силу каких-то иных соображений назвала имя друга детства, теперь уже не угадать. Как бы там ни было, а в 1800 году Павел Первый сам устроил свадьбу своей возлюбленной с сыном друга. Меньше, чем через год, Павла Первого в результате дворцового заговора убили, и отношения между супругами Гагариными быстро разладились. Брак оказался недолгим: в 1805 году Анна скончалась в результате обострения туберкулёза после родов. Павел Гаврилович Гагарин посвятил свою жизнь дипломатии, путешествиям, посольствам и в Богословское-на Могильцах практически не наведывался. Усадьба начала приходить в запустение, а после смерти Павла Гагарина в 1850 году поместье вернулось в государственную собственность. Василий Аигин и решительные перестройкиВсю вторую половину XIX века Богословское-на Могильцах управлялось лесопромышленником из села Талицы Василием Петровичем Аигиным, который на свои средства дважды перестраивал церковь Иоанна Богослова. Выходец из крестьян, купец Аигин уделял большое внимание и благочестивым деяниям, и увековечиванию памяти о себе и своих славных делах. Основанием для перестройки храма стало то, что домовый храм, изначально предназначавшийся для частных аристократических богослужений, стал приходским и не мог вместить жителей окрестных деревень. Сначала был расширен летний храм, а в 1892 году было пристроено два придела. Один в честь священномученика Василия Херсонского и мученицы Татьяны, второй - в честь Поклонения веригам апостола Петра и Анны-пророчицы. Перестройки исказили архитектурный облик храма, а замена древнего иконостаса на новодел по сию пору вызывает гневные реплики специалистов, но храм всё же был сохранён.
Дом творчества и легенды Богословского-на-МогильцахОтносительное удаление храма Иоанна Богослова от Ярославского тракта сохранило храм от первых революционных ветров и пожаров. В Богословском-на-Могильцах был организован колхоз, но в силу определённой консервативности местных жителей не было проведено даже переименование села в Красный Октябрь, как предполагалось. Из названия исчезло Богословское, но Могильцы так Могильцами и остались. Храм действовал вплоть до начала 1930-х годов, а потом помещение церкви было переделано в склад. В послевоенные годы на территории Могильцев был организован пионерский лагерь Всесоюзного радиокомитета, а в начале 1970-х на территории бывшей усадьбы построили Дом творчества Гостелерадио СССР. Вместе со строительством была проведена и реставрация храма Иоанна Богослова, в том числе расчистка и консервация внутренних росписей. Надо заметить, что в этом храму повезло намного больше, чем тем культовым сооружениям, что оставались заводиками и хранилищами. Помещение церкви использовалось как концертный и выставочный зал. В 1994 году храм Иоанна Богослова был возвращён Московской Епархии. Гуляя по окрестностям оздоровительного комплекса "Софрино", как сейчас называется бывший Дом творчества, сложно представить себе, что тихая и скромная церковь, притаившаяся в лесу, была свидетельницей больших исторических интриг и заговоров. Но она всё ещё стоит на вершине Могильцев. И кто знает, какие тайны хранят её стены.
Легенды Богословского-на-Могильцах:
Реальная легенда: В окрестностях храма есть несколько чистых родников, испить студёной водицы из которых можно и сегодня. Существование целебных и даже чудотворных родников в Богословском-на-Могильцах упоминается с XVII века, так что здесь у легенд есть абсолютно реальная основа. Правда, изобилие автомобилистов, приезжающих с пластиковыми пятилитровыми баклажками затариться чудом, изрядно портит умиротворённое настроение сопричастности истории. И всё же ощутить пару глотков того самого вкуса стоит.
Проезд от Москвы по Ярославскому шоссе до Малого Московского кольца, поворот направо, далее поворот налево по указателям до оздоровительного комплекса "Софрино". Фото и текст - Татьяна Селянинова, август 2013 Читайте также:3Покровское (Юдановка) Воскресенск. Усадьба Кривякино Радонеж
|
Москва Подмосковье Петербург Русский Север Калининград Самара Анапа Владивосток |
Беларусь Болгария Швейцария |
© 1395.ru Путешествия, наблюдения, впечатления, размышления. 2009-2022 Занимательная география, наглядная история, страны и города вне стандартной информации из путеводителей. Укромные уголки больших городов и нежные пейзажи сельской провинции. Фототуры и экспедиции в поисках необычных кадров. | Контакты Профайл Карта сайта |