Москва Подмосковье Петербург Русский Север Калининград Самара Анапа Владивосток |
Беларусь Болгария Швейцария |
Пенаты. Заветный уголок И.Е.РепинаПо Карельскому перешейку, вдоль берега Финского залива тянется живописное Приморское шоссе. На сорок пятом километре этого шоссе, за невысоким забором раскинулся парк. Сосны, ели и молодые березы обступили причудливый деревянный дом с большими окнами, стеклянными скатами кровли, резными украшениями, балконами и верандами. Дом и деревья отражаются в воде небольшого пруда. Это знаменитые в истории русской культуры «Пенаты» — место, где провел последние тридцать лет своей жизни великий русский художник Илья Ефимович Репин. Репин сам так назвал свою усадьбу. По верованиям древних римлян, пенаты — боги домашнего очага, семейного благополучия. Это слово стало нарицательным для обозначения родного дома.
Когда Репин переехал сюда из Петербурга, он был уже всемирно известен. За ним давно установилась слава лучшего русского художника. Ученик и последователь Ивана Николаевича Крамского, живописца и общественного деятеля, заставившего, по словам Репина, «уважать и признать национальное русское творчество», он оправдал надежды своего наставника и сумел воплотить в своих произведениях благородные эстетические идеалы революционных демократов. Репин потрясал современников, раскрывая в дивных по живописи полотнах русскую действительность в ее сложных социальных противоречиях. В картинах «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не ждали» Репин выражал идеи народно-освободительного движения. Автор таких картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Запорожцы», «Иван Грозный», портретов выдающихся деятелей науки, культуры, искусства, Репин достиг вершин художественного совершенства, высокого драматизма и психологической глубины в передаче жизни. Репин стоит в одном ряду с величайшими современными ему русскими писателями и композиторами, такими, как Л. Н. Толстой и М. П. Мусоргский. Каждое поколение открывает для себя в его многогранном художественном наследии все новые и новые ценности.
«Пенаты» — первый и единственный музей, связанный с жизнью Репина, национальный памятник нашего народа — подобно Пушкинскому заповеднику, Ясной Поляне Л. Н. Толстого, домам-музеям А. П. Чехова в Ялте и П. И. Чайковского в Клину. В «Пенатах» Репин поселился в 1900 году, привлеченный красотой северной природы и тишиной, лишь изредка нарушаемой шумом моря. В то же время близость Петербурга, Академии художеств, где он преподавал, возможность посещать выставки, музеи, театры, публичные лекции позволяли ему оставаться в центре художественной и общественной жизни России. Запущенный, заросший деревьями и кустарниками участок, который приобрел Репин, через несколько лет превратился в парк с прудами, дорожками, беседками, а маленький одноэтажный домик обрастал новыми и новыми пристройками. Здесь все делалось по замыслу и желанию художника, под его наблюдением, а часто его собственными руками; все было подчинено одной цели — создать наилучшие условия для творческого труда, которому Репин отдал свою жизнь.
Свои любимые «Пенаты» Репин завещал Академии художеств. Ему хотелось сохранить несколько комнат в их нетронутом виде. Оп мечтал также, чтобы и после его смерти «Пенаты» привлекали любителей искусств, художников, которые могли бы здесь работать. Когда в конце Великой Отечественной войны наши войска вернули Карельский перешеек, на месте дома Репина было пепелище, вокруг которого стояли опаленные деревья, парк поредел, пруды заросли, беседки исчезли... В 1944 году страна торжественно отметила столетие со дня рождения И. Е. Репина. Поселок Куоккала был назван именем художника, и правительство решило восстановить «Пенаты» как памятник русской культуры. «Пенаты» воссозданы в 1962 году. Такими они были в 1905—1914 годах, когда окончились основные строительные и парковые работы и дом-усадьба жил полнокровной жизнью, являясь местом, которое посещали многие выдающиеся люди России: М. Горький, В. В. Стасов, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, И. Р. Тарханов, Н. А. Морозов и многие другие. Согласно последней воле Репина «Пенаты» переданы Академии художеств СССР и стали филиалом ее научно-исследовательского музея. Основную часть экспозиции дома Репина занимают мемориальные комнаты: мастерская, кабинет, гостиная, столовая, прихожая. Эти комнаты восстановлены по сохранившимся фотографиям и обставлены подлинными вещами художника, которые удалось спасти в начале Великой Отечественной войны. Некоторые недостающие предметы воссозданы по фотографиям и чертежам. В комнатах находится более ста подлинных живописных и графических работ Репина, а также произведения его учеников — Ф. А. Малявина, И. И. Бродского, Б. М. Кустодиева, И. С. Куликова и других. Из окон мастерских открывается широкий вид на парк с его тенистыми аллеями и прудами, наполняемыми водой артезианского колодца, которым так гордился художник. В глубине парка, на невысоком холме, скромная могила Репина. Он сам выбрал это место. Незадолго до смерти художник писал: «Теперь из моего окна... я всегда могу видеть мою будущую могилу между двух можжевельников, так похожих на кипарисы». Е.Г.Левеншиф Приглашаем на портал Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. История европейской живописи, галерея современных художников, иконы, архитектурные памятники и школа для начинаающих художников - любые творческие порывы для всех возрастов и состояний души. Читайте также:3Пенаты. Экспозиция мемориального музея И.Е.Репина Вознесенский переулок Андроников монастырь
|
Москва Подмосковье Петербург Русский Север Калининград Самара Анапа Владивосток |
Беларусь Болгария Швейцария |
© 1395.ru Путешествия, наблюдения, впечатления, размышления. 2009-2022 Занимательная география, наглядная история, страны и города вне стандартной информации из путеводителей. Укромные уголки больших городов и нежные пейзажи сельской провинции. Фототуры и экспедиции в поисках необычных кадров. | Контакты Профайл Карта сайта |