Москва Подмосковье Петербург Русский Север Калининград Самара Анапа Владивосток |
Беларусь Болгария Швейцария |
Андроников монастырьМузей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва
Спасо-Андроников монастырь расположен на берегу Яузы, на высоком берегу, с которого в былые столетия открывалась красивая панорама на реку и окрестные домушки. Легенда гласит, что монастырь был основан в честь спасения митрополита Алексия из бурных вод Чёрного моря. Митрополит привёз в Москву икону образа Спаса Нерукотворного, которая стала главной святыней Спасского собора монастыря. Датой основания принято считать дату освящения первого, ещё деревянного Спасского собора - 1357 год. Второе название монастырю дало имя первого игумена Андроника, который был одним из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского.
Андроников монастырь - одно из редких мест Москвы, где сочетается мощнейший пласт истории, памяти о событиях, происходивших на сравнительно небольшом пятачке земли последние полтысячелетия, и природное обаяние, уединение тихого места, как нельзя лучше подходящего для философских раздумий, прогулок и спокойного созерцательного отдыха. Исторические вехи Андроникова монастыря
Практически с момента основания Андроников монастырь стал одним из крупнейших центров переписки книг. В монастыре существовала обширная библиотека, а развитие художественного книжного дела и иконописи превратило монастырь в центр культуры и искусства. Бурное строительство в Андрониковом монастыре началось в 1690-1691 годах. Внимание царицы Евдокии Лопухиной, обустроившей в монастыре фамильную усыпальницу Лопухиных, позволило возвести над трапезной собор Михаила Архангела, а также отстроить настоятельский и братские корпуса. Увы, опала царицы и её насильный постриг на следующие полвека поставили точку в дальнейшем развитии монастыря как архитектурного ансамбля. В 1747—1756 годах монастырь обзавёлся каменными стенами. А в 1795—1803 годах над воротами по проекту архитектора Р.Казакова была выстроена колокольня высотой 73 метра, уступавшая по высоте лишь кремлёвской колокольне Ивана Великого. Андроников монастырь в XVIII веке уступал по роскоши и значению Новодевичьему монастырю, но в то же время оставался важной и достаточно пышной обителью.
Нашествие французов стало трагедией для Андроникова монастыря. Монастырь был полностью разорён, сожжён и порушен французской армией. Сгорела невывезенная часть библиотеки, весь архив, в том числе рукописные летописи, сгорел иконостас Спасского собора, а сам собор лишился главы и барабана. Предполагается, что уже частично зачищенные росписи собора окончательно погибли во время рокового пожара.
В 1918 году монастырь был упразднён, а на его территории была устроена одна из первых тюрем для политических противников новой власти. В 1922 году монастырь заселила колония беспризорников. С 1928 года здания и территория монастыря использовались во всевозможных целях, в том числе для организации общежития для рабочих, размещения общественных учреждений, разбивки складских бараков.
В 1947 году академик И.Э.Грабарь вместе с рядом единомышленников предложил создать на территории Андроникова монастыря Музея древнерусской живописи. В год 800-летия Москвы была разыграна карта необходимости сохранения и реставрации старейшего здания столицы. Сталин подписал постановление о создании музея имени Андрея Рублёва. Однако фактическое открытие музея состоялось лишь в 1960-м году, да и то под давлением ЮНЕСКО, который объявил 1960-й «годом русского иконописца Андрея Рублева». Спасский собор был вновь освящен в 1989 году, в нём возобновлены богослужения. Предложения о возвращении всего монастыря русской православной церкви, время от времени звучащие в прессе и СМИ самого разного уровня, встречают серьёзное общественное сопротивление. Да и нет в Москве другого такого места, где так гармонично соединялись бы и светское, и религиозное восхищение мастерством древних живописцев, живой историей, чудом пронесённой через века и все невероятные потрясения и катаклизмы. Спасский собор Андроникова монастыря
В 1368 году в монастыре случился пожар, в котором сгорел первоначальный Спасский собор. По предположениям ряда исследователей сразу после этого был выстроен белокаменный собор, частично ставший основой для последующих строительств, но многие не разделяют эту точку зрения, полагая, что белокаменным был лишь пол восстановленного деревянного храма.
В 1427-1428 году инок Андроникова монастыря Андрей Рублёв выполнил фресковые росписи интерьера Спасского собора, фрагментарно уцелевшие до сих пор. Среди искусствоведов ведутся споры о разделении творчества Андрея Рублёва и другого известного иконописца Даниила Чёрного. По одним сведениям Даниил был учителем Андрея, по другим - мастера развивались параллельно в самобытной иконописной среде Андроникова монастыря, создававшей, вероятно, особые условия для творческого роста. И, вероятно, сами иконописцы были дружны, не ведая, что их совместные проекты, такие, например, как роспись Успенского собора в Владимире, будут изучаться под лупой в попытке установления авторства того или иного мазка. И Андрей Рублёв, и Даниил Чёрный погибли осенью 1428 года во время эпидемии "моровой болезни" и были захоронены на территории монастыря, где существовало кладбище. Некрополь был разрушен в конце 1920-х годов, но в 1993 году при проведении работ в Спасском соборе под престолом было найдено ранее неизвестное захоронение, и исследователями находки было сделано предположение, что среди найденных останков есть принадлежащие Андрею Рублеву и Даниилу Чёрному. Согласно другой версии, останки принадлежат основателям Спасо-Андроникова монастыря - Андронику Московскому и Савве Московскому.
В XV-XVII веках Андроников монастырь переживал множество разграблений, в результате которых наверняка страдал и Спасский собор. Но наиболее катастрофические последствия для собора принёс захват Москвы армией Наполеона в 1812 году. Спасский храм был разграблен, иконостас сожжён, глава и барабан собора обрушились в результате пожара. В 1813 году последовал ремонт кровли, ещё через пять лет был установлен новый иконостас. Социально-общественные потрясения двадцатого века превратили Спасский собор в склад, сарай, общежитие, но вместе с тем и спасли от тотального разрушения. В 1934 году рассматривался план сноса всего Андроникова монастыря, и в рамках работ по подготовке сноса были проведены обследования сохранившихся построек. В результате выяснился возраст Спасского собора и были предложены планы его реставрации. Однако вскоре началась Великая Отечественная война, и вопрос о монастыре вновь был поднят лишь в 1947 году.
Даже после утверждения проекта создания на территории монастыря Музея древнерусской живописи этот проект долгое время оставался лишь проектом. Лишь в 1959-1960-х годах началась реставрация. В ходе реставрационных работ Спасскому собору вернули первоначальные формы, освободив его от пристроек. Но вопрос аутентичности форм восстановленных кокошников и формы главы собора до сих пор является предметом обсуждения архитекторов и искусствоведов. Ныне Спасский собор вновь действует как православный храм. Это уютный и небольшой храм, особая атмосфера которого создаётся ощущением времени, которое протекало в древних стенах, нанося беспощадные раны, а затем излечивая их. Собор не поражает роскошью и монументальностью, в нём нет впечатляющей высоты и чувства значительности пространства, но это одна из тех древних святынь, что невероятным образом пронесли сквозь столетия силу веры, которую ощущаешь внутри великих и святых стен храма. Церковь Михаила Архангела
В конце XV века в Андрониковском монастыре была построена одностолпная трапезная значительной площади. Её возведение обычно связывают с именем игумена Митрофана, являвшегося духовником Ивана III Васильевича.
Как и весь Спасо-Андроников монастырь, церковь Михаила Архангела сильно пострадала от нашествия французов.
В ярусах церкви Михаила Архангела располагается основная экспозиция музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Залы музея сравнительно невелики, перемещения по ярусам требуют некоторых физических усилий, так как приходится штурмовать всевозможные лестницы. Но зато предусмотрено большое количество разных банкеток и стульчиков, на которых можно спокойно отдохнуть. Обычно в музее немноголюдно, тихо, и ничто не мешает спокойно изучать те или иные аспекты иконографии и древнего живописного искусства хоть с толстой книжной, хоть с планшетом. А для неспециалистов достаточно и просто пройтись по залам, время от времени изучая аккуратные таблички с комментариями к экспонатам.
Фото, текст - Селянинова Татьяна, 2013 год Читайте также:3Вознесенский переулок Преображенка. Больница в стиле модерн Покровское (Юдановка)
|
Москва Подмосковье Петербург Русский Север Калининград Самара Анапа Владивосток |
Беларусь Болгария Швейцария |
© 1395.ru Путешествия, наблюдения, впечатления, размышления. 2009-2022 Занимательная география, наглядная история, страны и города вне стандартной информации из путеводителей. Укромные уголки больших городов и нежные пейзажи сельской провинции. Фототуры и экспедиции в поисках необычных кадров. | Контакты Профайл Карта сайта |