Северные архитектурные памятники на иконах
Путешествие в русскую провинцию со старинными иконами местных святых
Расхожее представление об иконах предполагает, что икона - вариант строго канонизированной живописи по заданным образцам. Религиозно ориентированные граждане видят в образах духовные смыслы и подчас отрицают значимость иконы как историко-художественного памятника, светски настроенное общество усвоило советское неприятие христианского искусства и отказывает иконописи в значимости, низводя
живописное искусство нескольких веков едва ли не на уровень массовых открыток.
Между тем, иконопись вовсе не является столь уж регламентированным искусством, каждый иконописец вносил в создаваемые образы своё видение мира и свою творческую манеру живописи. В старинных иконах скрываются не только сугубо духовные ценности, хотя и они, безусловно, важны, но и сведения куда более широкого масштаба. Особенности быта, одежды, представлений о красоте и гармонии, моды на цветовые решения и конкретные общехристианские или местные сюжеты - всё это широко представлено в иконах, и особенно в русских провинциальных иконах. Живописцы, работавшие в отдалённых провинциях Российской империи, не были
подвержены прямому влиятию крупных школ, и хотя многие подражали привозимым столичным образцам, это подражание чаще носило характер творческого переосмысления, нежели прямого копирования.
Одним из интереснейших сюжетных направлений в русской иконописи является изображение монастырей, храмов и различных архитектурных достопримечательностей, которые позволяют восстановить облик старинных городов и
духовных центров, а при хорошем воображении - и прогуляться по прошлому, почувствовать себя внутри
крепостных стен или постоять рядом с величественным собором.
Появление русской архитектуры на иконах, по всей вероятности, произошло в XV-XVI веках, вместе со становлением русской государственности и самоосознания правителей Руси как наследников традиций
павшей Византии. За несколько веков, прошедших после крещения Руси, христианское учение наложилось на
древние языческие верования, в народном восприятии крепко смешалось с местными суевериями, и результатом стало явление того православия, которое спустя полтысячеления будет названо одним из столпов русского мироустройства.
С XV-XVI века начал формироваться культ местных святых, тесно связанный с представлениями о локальной сакральности отдельного монастыря или храма. Далёкие византийские сюжеты в сложной художественной стилистике икон, привезённых из столиц или даже из-за рубежа, воспринимались в провинции как «импортные», безусловно, привлекательные как всё чужеземное и экзотическое. Но в простой ежедневной молитве свои, национальные и местные святые были ближе, понятнее, доступнее, и оттого востребованнее.
Архитектурные ансамбли на иконах позволяли связать воедино святого и местность, в которой он прославился.
Активные миграции населения в XVI-XVII веке заложили и практику почитания святых из родных мест, и традиции паломничества, из которого привозили образы, связанные с конкретными точками путешествия.
Советский период отрицания значимости христианской культуры привёл к утрате значительного количества
икон, среди которых наверняка были интересные памятники истории и искусства. Особенно горько уничтожение
пласта народной иконы, наиболее свободной в трактовке иконографии. Несовершенства художественного исполнения могли компенсироваться важными историческими деталями, но теперь о разнообразии и выразительности образов мы можем судить лишь по отдельным сохранившимся иконам.
Рассмотрим несколько икон с изображениями монастырей и храмов.
Икона «Святой Варлаам Хутынский»
с видом Спасо-Преображенского Хутынского монастыря под Новгородом
Икона «Святой Варлаам Хутынский»
Конец XVIII - начало XIX в.
Дерево, левкас, темпера, серебро
24 х 20 см
Новгород
Святой Варлаам Хутынский обрёл широкую популярность в XVI веке, причём его активно приобщали к своим
землям и московские, и новогородские легенды. Хутынский монастырь (по названию деревни Хутынь) расположен недалеко от Новгорода, на берегу реки Волхов. В начале XVII века во время войны со шведами обитель была захвачена и стала временной резиденцией шведских войск, но следующие два века прошли для монастыря спокойно и мирно. Новгород утратил своё значение главного северного центра, однако Варлаам Хутынский почитался как один из хранителей Руси. (Так, например, икона «Спас Смоленский» на Спасской башкне Московского кремля изображает Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского как главных покровителей
русской земли.)
Хутынский монастырь развивался как уважаемая и почитаемая обитель. Захват монастыря немецко-фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны привёл к разорению и утрате многих памятников. Простояв почти четыре десятилетия в руинах, обитель всё же была восстановлена и стала одним из важных образцов северо-западной русской архитектуры.
Икона «Святой Варлаам Хутынский». Фрагмент
Икона рубежа XVIII-XIX веков представляет Хутынский монастырь в виде комплекса из трёх храмов, обнесённых
монументальной крепостной стеной. Спасо-Преображенский собор вполне узнаваем - не в последнюю очередь благодаря крыльцу в типичной архитектурной манере XVII века.
Стилистике художественного решения образа присущи и чертёжная лаконичность и сбалансированная живописность, что позволяет предположить столичные веяния, повлиявшие на подход иконописца.
Икона определённо написана на заказ и представляет собой интересное документальное свидетельство
устройства и архитектурных решений Хутынского монастыря больше двухсот лет назад.
Икона «Св. Варлаам Хутынский» в проекте «Се Вера»
Икона «Святой Феодосий Тотемский»
с видом города Тотьмы
Икона «Св. Феодосий Тотемский с видом г. Тотьмы»
Около 1800 г.
Дерево, левкас, темпера, твореное золото
31 х 26 см
Междуречье Волги и Сухоны
Усолье Тотемское - крупнейший и важнейший соляной промысел русских земель, сложившийся на реке Сухоне уже в XV веке. - привлекал к себе как переселенцев из центральной России, так и всевозможных разбойников.
Тотьма подвергалась разорению и казанскими татарами в период войн с Казанским ханством, и польскими отрядами Смутного времени. По всей видимости, разорявшаяся и возрождавшаяся Тотьма оставалась своего рода рабочим посёлком, где преобладали простые нравы. В развитии Тотьмы как города с изысканным вкусом, который до недавнего времени оставался центром оригинальной деревянной архитектуры, важную роль сыграл преподобный Феодосий Тотемский - образованный основатель Спасо-Суморинской (Тотемской) обители, энергичный строитель нескольких других монастырей и храмов в вологодских землях.
Почитание Феодосия как святого началось через тридцать лет после смерти, когда были обнаружены его нетленные мощи. Практически сразу распространилась молва о чудесах, и в короткое время Феодосий Тотемский обрёл славу едва ли не самого важного местного святого не только для Тотьмы, но и для всего Севера.
Икона «Св. Феодосий Тотемский». Фрагмент
Представленная икона написана на рубеже XVIII и XIX веков, когда Тотьма утратила значение главного соляного центра, превратившись в уездный город с неторопливым укладом жизни, в котором местные новости были важнее столичных, а взаимозависимость горожан в ежедневных заботах создавала особое поле значимости своих ценностей, своего святого. Изображение Тотьмы на иконах Феодосия Тотемского - не редкость, но именно в этой иконе город представлен панорамой множества нарядных белых храмов. В художественной стилистике иконы прослеживаются черты ампира - чистые цвета, чёткая графика тонких линий, но вместе с тем в иконе сквозит и провинциальная простота, придающая всему образу чистоты и естественности. То, что в столичном исполнении стало бы имперским, напыщенным, в вологодском видении превратилось в лёгкий флёр сказочности.
Икона «Св. Феодосий Тотемский».
Фрагмент. Икона «Прежде Рождества и по Рождестве дева»
В Вознесенском соборе Спасо-Суморина монастыря находилась чудотворная икона «Прежде Рождества и по Рождестве дева», которая ныне утрачена. Изображение этого образа на иконе Феодосия Тотемского -
икона в иконе - возможность представить утраченную святыню, что добавляет старинному изображению значимости и в культурном, и в духовном аспектах.
Икона «Св. Феодосий Тотемский» в проекте «Се Вера»
Икона «Св. Артемий Веркольский»
с изображением неизвестного деревянного монастыря
Икона «Св. Артемий Веркольский»
Дерево, левкас, темпера
42,5 х 36,5 см
Вторая половина XVIII в.
Архангельский Север
Село Веркола на реке Пинеге - дальний и труднодоступный уголок задвинских земель.
Освоение пинежских берегов происходило в несколько этапов, волны беженцев от войн, смут, разорений,
церковного раскола добредали до Пинеги и останавливались, ибо дальше дороги не было, размытая граница русской цивилизации терялась в глухих таёжных лесах.
Новости из центра доходили сюда медленно, столичные артефакты культуры и изобразительного искусства
попадали в архангельскую глубинку редко и в малом количестве, христианские легенды в народном пересказе зачастую обретали характер суеверных страшилок или весёлых сказок. И жизнеописание Артемия Веркольского
носит характер народного мифа, в котором важны необычные явления и чудеса, а не сам святой.
По существу, Артемий не успел стать личностью, и даже о его христианском усердии мы ничего не знаем.
Отрок Артемий был убит молнией на поле, где он помогал отцу с пахотой. Деревенские мудрецы решили, что смерть была послана отроку за греховные мысли, и тело Артемия оставили в лесу, прикрытым берестой.
Спустя порядочное количество лет тело Артемия было обнаружено нетленным, и вскорости вся округа наполнилась историями о чудесных исцелениях, связанных с мощами отрока. Канонизация фактически лишь
утвердила уже сложившийся культ местночтимого святого.
Икона «Св. Артемий Веркольский». Фрагмент
Представленная икона Артемия Веркольского - образец северной иконописи, в которой сочетается аккуратный, даже скурпулёзный подход художника-документалиста и фантазийная манера художника, тяготеющего к тем тенденциям живописи, которые войдут в моду лишь в начале двадцатого века. Какой именно деревянный монастырь изображён на иконе - неизвестно. Напрашивается идея соотнести изображение с Артемиево-Веркольским монастырём, но в конце XVIII века на территории обители уже были построены каменные храмы, монастырь не был деревянным. А изображение на иконе при всей кажущейся схематичности носит конкретный характер и достоверно передаёт приёмы деревянного зодчества, которые можно наблюдать в сохранившихся памятниках архангельской архитектуры.
Чуть больше двух столетий назад где-то в пинежских лесах стояли все эти церкви, звонницы, башенки, над которыми возвышались купола и шатры, покрытые лемехом. Но венцы сгнили, стены сгорели, остатки конструкций ушли в землю, и только яркие краски иконы сохранили для нас облик потерянной русской страны и крохи утраченной православной культуры.
Икона «Св. Артемий Веркольский» в проекте «Се Вера»
Ростислав Нифанин
Консультант - Илья Боровиков, искусствовед, коллекционер, автор проекта «Се Вера»
Читайте также:
2Верхняя Тойма. Летний простор Село Верхняя Тойма расположено в среднем течении Северной Двины, перед изгибом русла, на высоком берегу, перед которым река за последние десятилетия намыла большую песчаную отмель. Село известно почти девять столетий, но даже и сейчас верхнетоемский район представляет собой труднодоступные земли, хранящие множество исторических тайн.
Соловки в 1986 году В северной природе и мощной тектонической архитектуре Соловецкого монастыря таится мистическая привлекательность как для истинно верующего православного, так и для человека, настроенного скептически-недоверчиво по отношению к религии. Таинственное и суровое очарование Соловков манят к себе и туристов, и паломников, и просто любопытных путешественников, охочих до посещения волшебных мест.
|