Лопатинский фосфоритный рудник
Обращаем внимание читателей: В 2021 году абзетцер был разобран и вывезен!
Лопатинский (также Воскресенский или Егорьевский) рудник расположен к востоку от Воскресенска, он занимает весьма обширную территорию, хотя
большая её часть - старые выработки, на которых теперь расположились дачные конгломераты и посёлки коттеджей.
По состоянию на сентябрь 2016 года разработки ведутся только на одном участке бывшего добывающего гиганта - участке №12. Здесь сохранилось два последних экскаватора - шагающий одноковшовый и многоковшовый (абзетцер).
Но и эта условная добыча снимает лишь верхний слой песков для использования в качестве строительного материала.
Дорога к участку №12
Фосфориты являются важными химическими соединениями для сельского хозяйства, так как без фосфорсодержащих соединений практически нереально вырастить разумный урожай любой сельскохозяйственной культуры. Разработки в Лопатинском руднике начались в 1930-е годы, их размах обуславливался возможностью интенсивной открытой добычи.
В середине 1990-х вся техника рудников пошла под резаки на металлолом, добыча фактически остановилась. По рассказам пенсионеров был разрезан и один новый абзетцер, даже не смонтированный. Так ли это - можно, наверное, выяснить, но недосуг. И без того ясно, что перспективы оставшихся "динозавров" весьма нерадостны - рудник живёт одним днём, не надеясь на какое-либо развитие.
Передвижная железная дорога, связывающая участок с основными ветками железнодорожных путей
Путешествие на Лопатинский рудник интересно по нескольким причинам. Во-первых, на месте выработок, засаженных сосновыми лесами, сложился уникальный чистый микроклимат, в лесах просто приятно погулять. Во-вторых, в результате послойного снятия и перевалки грунта на равнинных участках разработок образовались диковинные, почти "инопланетные" ландшафты, и для фотографов, любящих небанальные съёмки здесь настоящее раздолье.
В-третьих, увидеть работающий многоковшовый экскаватор достаточно любопытно даже для людей, несведуших в технике. Мощная машина, хотя и походит на декорацию к антиутопическому и постапокалиптическому кино,
ещё способна на слаженную и грандиозную работу. А в-четвёртых, где ещё найти место для медитаций в духе "Сталкера"?
Поездка на Лопатинский рудник полезна и школьникам - для их понимания, что такое большие машины, и так ли всё просто в их создании и работе, как об этом пишут в учебниках.
Ровная песчаная дорога - результат работы шагающего экскаватора, снявшего верхний слой грунта
Дно вырытых каналов заполняется водой, красный цвет которой - показатель высокого содержания соединений железа.
Здесь прошли большие машины. Некогда в фантастике были популярны сюжеты о переделке иных планет, так называемом
терраформировании. А далеко летать не надо - все давно реализовано на родной планете.
Железная дорога - стопроцентно железная в таком исполнении. Рельсы прочно крепятся к железным шпалам - а сами шпалы могут перемещаться в перпендикулярном рельсам направлении. Дорогу можно перекладывать, немного изгибать и подстраивать под нужды рудника.
Островок бело-серого песка - это и есть фосфоритосодержащая порода. Опасения некоторых экскурсантов относительно безопасности лопатинских песков лишены какого бы то ни было основания. Фосфоритные пески - естественное, природное образование, с ними можно играть, в них можно закапываться, от них нет испарений, выделений и всех тех страшилок, которыми любят морочить людям головы иные невежественные экологи.
Но внешний вид озерца на дне карьера может, конечно, вызывать чувство инстинктивной тревоги.
Разработка ведётся изогнутыми полосами. Сначала снимается верхняя часть грунта, которую ссыпают на уже пройденное место, затем "поэтажно" выбирается основная порода. Завершённые выработки выглядят со спутников как сложные "веера" из лесных полос и каналов с водой. В советские времена все отработанные карьеры засаживались сосновыми лесами.
Впереди последние живые "динозавры" Лопатинского рудника.
Экскаваторы заметны издалека, и их размеры могут обмануть не привыкших к равнинным расстояниям горожан.
За счёт масштабов машин кажется, что они ближе, чем есть на самом деле.
Железная дорога просто лежит на песке.
Для поездки на рудник лучше выбирать хорошую и ясную погоду, но и в пасмурный день снимки получаются и эффектными, и торжественными, и атмосферными.
Шагающий экскаватор производства НКМЗ (Новокраматорского машиностроительного завода, ранее СССР, теперь Украина). НКМЗ - один из крупнейших заводов тяжёлого машиностроения в мире, на момент создания такие
экскаваторы были инновационной и фантастической техникой.
Шагающая "нога", позволяющая экскаватору перемещаться по грунту.
Крепление стрелы экскаватора
"Фасад" экскаватора с кабиной машиниста
Таблица сигналов. Начало работы - один длинный, шагание - два длинных, поворот - два коротких, экстренная остановка - многократные короткие сигналы.
Длина стрелы 70 метров, угол наклона 45 градусов. Верхняя техническая площадка находится на высоте 40 метров.
В сентябре 2016 года шагающий экскаватор НКМЗ не работал. Будут ли его ремонтировать - неизвестно.
Скорость и масштабы добычи песков, а также специфика грунта таковы, что железная дорога - единственный адекватный вариант вывоза песков.
Маневровый тепловоз серии ТЭМ2У, разработка и производство Брянского машиностроительного завода. Модификация тепловозов ТЭМ2 с улучшенной конструкцией дизель-генератора и рессорного подвешивания. Мощность дизельного двигателя - 1200 л.с.
Это не в галактике "Кин-дза-дза". Это в Млечном Пути, на планете Земля.
Обратите внимание на кабель, неприметно лежащий на песке. Это единственная линия снабжения многоковшового экскаватора. Напряжение 6000 вольт.
Передвигатель железнодорожных путей. Производство компании TAKRAF (ГДР, затем ФРГ), поставлялся в комплекте с многоковшовым экскаватором.
Многоковшовый экскаватор (абзетцер) TAKRAF ERs 710 готов к работе. Впереди справа - цепная стрела для забора грунта, сзади слева - стрела для погрузки песка на думпкары. (Думпкар - грузовая платформа с бортами для перевозки сыпучих материалов и продуктов.) По некоторым данным этот абзетцер был поставлен на Лопатинские рудники одним из последних в 1990 году. Другие источники утверждают, что он работает с середины 1980-х. Как бы там ни было, машина трудится не меньше четверти века.
Принцип многоковшовой выборки породы возможен только для сыпучих и мягких песчаных грунтов. Высокая производительность такого способа добычи определяется послойным и быстрым снятием породы с возможностью её
немедленной погрузки. Добыча может быть организована и в круглосуточном, безостановочном режиме лишь с техническими перерывами на эксплуатационное обслуживание абзетцера.
TAKRAF (TAgebergbau-Ausrustungen, KRAne und Forderanlagen) - немецкий концерн, специализирующийся на разработке и производстве горно-рудного, карьерного оборудования и грузоподъёмных машин. Для Лопатинского рудника компания поставила по разным источникам от 3 до 8 разных машин, по крайней мере две из которых были абзетцерами.
Ёмкость каждого ковша - 700 литров. Всего ковшей в цепи - 36.
Блоки и тросы
Система тросов обеспечивает определённую гибкость цепи с ковшами, что позволяет максимально эффективно забирать песок каждым ковшом.
Конвейерная стрела для загрузки на думпкары.
По дну основного модуля абзетцера проходят многочисленные трассы электрических кабелей - разводка питания для каждого основного и вспомогательного двигателя, которых в машине изрядное количество.
Вращающийся двойной ковш на погрузке нужен для предотвращения просыпания песка в промежутке между вагонами.
Экскаватор перемещается на 4 гиганских гусеничных системах. Конвейерная стрела поворачивается независимо от основного модуля и цепи ковшей.
Пора в обратный путь.
Фото, текст - Селянинова Татьяна, 2016 год
Фототур организован Денисом Кабановым
Читайте также:
3Электрозаводская ветка железной дороги Если вы не романтик рельс, уходящих вдаль, не любитель уединённых пейзажей, навевающих грусть заброшенности, и не поэт, оплакивающий крушение цивилизации, то делать вам на этих рельсах нечего. Электрозаводская ветка - неплохой вариант для прогулки в стиле любопытного блуждания по заброшенной промзоне.
Мост над Казанской железной дорогой в районе станции Сортировочная Возможно, кому-то покажется экзотичной и непонятной мысль прогуляться над железнодорожными путями. Но есть и фанаты железных дорог, которые частенько оказываются на одном из самых длинных (свыше 200 метров) и открытых пешеходных мостов над сортировочными путями Казанской железной дороги.
Владивосток. Безымянная батарея Владивостокская крепость задумывалась как оборонительное сооружение, и для времени своего строительства в конце XIX - начале XX веков проект крепости являлся продуманным и отчасти даже революционным. Фортификационные идеи не слишком пригодились, так как начавшаяся Первая мировая война, а затем Октябрьская революция оставили крепость недостроенной, а исторические реалии увели основные театры военных битв на другие стороны земного шара.
|