Путешествия, впечатления, размышления
  Москва Подмосковье Петербург Русский Север Калининград Самара Анапа Владивосток  
  Беларусь Болгария Швейцария  

Электрозаводская ветка железной дороги

Электрозаводская ветка железной дороги - тупиковый отрезок, ведущий от окружной железной дороги до Электрозавода, то есть фактически до берега Яузы. Если вы не романтик рельс, уходящих вдаль, не любитель уединённых пейзажей, навевающих грусть заброшенности, и не поэт, оплакивающий крушение цивилизации, то делать вам на этих рельсах нечего. Однако Электрозаводская ветка - неплохой вариант для прогулки в стиле любопытного блуждания по заброшенной промзоне. Здесь относительно тихо и безлюдно, но нельзя совсем уж исключить возможность адреналиновых столкновений с асоциальными жителями столицы. Не рекомендуется исследовать дорогу хрупким дамам в одиночестве, а также в ночное время.

Извилистый путь Электрозаводской ветки повторяет повороты русла реки Хапиловки, ныне упрятанной в коллектор. И путь этот весьма примечателен с точки зрения истории русского ремесленничества и промышленности, хотя материальных памятников этой истории практически не осталось.

Электрозаводская ветка железной дороги



Река Хапиловка - крупнейший приток Яузы, берущий своё начало от слияния речек Серебрянки и Сосенки. На берегу Серебрянки располагалась родовая усадьба Романовых, жалованная Иваном Грозным Никите Романову - брату жены Анастасии. Воцарение Алексея Михайловича Романова на царство стало началом расцвета Измайлова как царской усадьбы. И самым естественным образом вдоль Хапиловки быстро построились сёла ремесленников, обслуживавших царский двор. Алексей Михайлович благоволил к ремесленникам, поощряя новшества и расширение производств, и фактически ещё в XVII веке на всём протяжении от Измайлова до Яузы берега Хапиловки были застроены.

Где-то на складах вдоль Хапиловки Пётр Первый увидел лодку, с которой началась история русского флота. И на капустных полях по берегам реки проходили сражения потешных полков будущего императора. Сёла Семёновское и Преображенское, разделённые Хапиловкой, стали местом рождения новой русской армии.

В XVIII веке реку запрудили, и она превратилась в тихий водоём с топкими, заболоченными берегами. Со стороны Семёновского вдоль реки возникла промзона, состоящая из стекольного завода, ткацких мастерских, кирпичных и гончарных производств, каретных дворов и ряда других ремесленных предприятий. В конце XIX века у этой местности была дурная слава. Границы города проходили по Семёновской заставе, в ближнем промышленном пригороде, которым являлось Семёновское, было много агрессивной и криминально ориентированной молодёжи. В почти неизменном виде эта промзона так и сохранилась вдоль Ткацкой улицы, хотя постосоветский упадок поставил крест на части промышленных предприятий.

Электрозаводская железнодорожная ветка была проложена в конце 1920-х годов. Шла она по насыпи вдоль берега частично осушенного Хапиловского пруда и обслуживала всю цепочку предприятий на своём пути. В конце 1940-х годов Хапиловский пруд ещё обозначался на картах, но фактически перестал существовать, набирая воды лишь в период половодья или после сильных дождей. В конце 1960-х - начале 1970-х Хапиловка на всём своём протяжении была убрана в коллектор, а рельсы остались, отмечая на карте русло спрятанной реки.

На пути рельс вдоль Ткацкой улицы сильно заметен уклон рельефа, этот берег реки был весьма высоким (и поднимающимся вверх - на Соколиную гору). Во время сильных дождей рельсы затапливает и в наше время. В районе выхода к реке улиц Ибрагимова и Мироновской над старым руслом образуется новый поток воды.

Электрозаводская ветка железной дороги
Остроконечный офисный центр между железнодорожной веткой и Окружным проездом.



Электрозаводская ветка железной дороги
Если присмотреться, за заборами видно Измайловский кремль.



Электрозаводская ветка железной дороги



Электрозаводская ветка железной дороги



Электрозаводская ветка железной дороги



Электрозаводская ветка железной дороги



Электрозаводская ветка железной дороги
Вид на новостройку в конце Мироновской улицы и на переезд между улицей Ибрагимова и Проектируемым проездом №6478.



Электрозаводская ветка железной дороги



Электрозаводская ветка железной дороги
На железнодорожном полотне встречаются росыпи технического стекла советского производства.
А некогда здесь существовал Измайловский стекольный завод, на котором, в частности, была изготовлена легендарная Царь-рюмка ёмкостью в десятки вёдер.



Два следующих снимка свалок и спальных мест для бомжей подсказывают, что дорога не так безлюдна, как можно решить, неторопливо гуляя по рельсам в тёплый солнечный день. Тянущиеся кое-где теплотрассы определённо привлекают сюда тех, у кого нет крыши над головой. В некоторых местах надписи на стенах и заборах свидетельствуют о том, что территория дороги хорошо знакома наркоманам разного толка. Так что прогулка здесь не рекомендуется в тёмное время суток.

Электрозаводская ветка железной дороги



Электрозаводская ветка железной дороги



Электрозаводская ветка железной дороги



Электрозаводская ветка железной дороги



Электрозаводская ветка железной дороги



Электрозаводская ветка железной дороги
Дорога одноколейная, но некогда она была оборудована разъездами. Многочисленные ответвления, уходящие в наглухо запертые ворота разных нии и заводов, говорят о былой востребованности железной дороги.



Электрозаводская ветка железной дороги
Переезд через Измайловский вал. Вид в сторону окружной дороги.
Трамвайные пути были проложены на этом месте примерно в то же время, что и построена железнодорожная ветка. Трамваи ходили по достаточно узкому и низкому деревянному мосту, просуществовавшему до войны точно, а возможно, и дольше. Переезд действующий, оборудован семафорами, сигналом и всеми необходимыми знаками.



Электрозаводская ветка железной дороги



Электрозаводская ветка железной дороги
Особняк купца Носова, вдоль которого проходит железнодорожный путь. Купцы-старообрядцы Носовы были одними из тех промышленников, кому в начале XX века принадлежали производства на современной Ткацкой улице.



Электрозаводская ветка железной дороги
Московский Электрозавод. Здание с элементами псевдо-готики было спроектировано в 1914-1917 году Г. П. Евлановым. Строительство не было завершено, стройка стояла брошенной почти десятилетие.
Завод был достроен и запущен только в 1928 году, к его открытию и была проложена железнодорожная ветка.



Электрозаводская ветка железной дороги
Памятник работникам Электрозавода, погибшим в Великой Отечественной войне.



Электрозаводская ветка железной дороги



Фото, текст - Татьяна Селянинова, 2015

Важное дополнение:
В связи с реконструкцией Окружной железной дороги, ставшей Московским Центральным кольцом, Электрозаводская ветка была обновлена - нехитрым приёмом засыпки старого грунта и рельс толстой подушкой щебёнки и укладкой сверху нового рельсового полотна из готовых смонтированных модулей шпал и рельс.
Часть представленных снимков - уже история, участки пути сейчас выглядят иначе.





Читайте также:

3

Мост над Казанской железной дорогой в районе станции СортировочнаяМост над Казанской железной дорогой в районе станции Сортировочная  
Возможно, кому-то покажется экзотичной и непонятной мысль прогуляться над железнодорожными путями. Но есть и фанаты железных дорог, которые частенько оказываются на одном из самых длинных (свыше 200 метров) и открытых пешеходных мостов над сортировочными путями Казанской железной дороги.

Лопатинский  рудникЛопатинский рудник  
Лопатинский (также Воскресенский или Егорьевский) рудник расположен к востоку от Воскресенска, он занимает весьма обширную территорию, хотя большая её часть - старые выработки, на которых теперь расположились дачные конгломераты и посёлки коттеджей. По состоянию на сентябрь 2016 года разработки ведутся только на одном участке бывшего добывающего гиганта - участке №12. Здесь сохранилось два последних экскаватора - шагающий одношовшовый и многоковшовый (абзетцер).
Уже история: в 2021 году абзетцер был разобран и вывезен

Владивосток. Безымянная батареяВладивосток. Безымянная батарея  
Владивостокская крепость задумывалась как оборонительное сооружение, и для времени своего строительства в конце XIX - начале XX веков проект крепости являлся продуманным и отчасти даже революционным. Фортификационные идеи не слишком пригодились, так как начавшаяся Первая мировая война, а затем Октябрьская революция оставили крепость недостроенной, а исторические реалии увели основные театры военных битв на другие стороны земного шара.



    • Главная   • Путешествия по России   • Москва   • Электрозаводская ветка железной дороги  

Путешествие в Калининград «Привидение на просеке». Детектив Татьяны Латуковой Северная архитектура на иконах
Москва Подмосковье Петербург Русский Север Калининград Самара Анапа Владивосток
Беларусь Болгария Швейцария
 
© 1395.ru Путешествия, наблюдения, впечатления, размышления. 2009-2022
Занимательная география, наглядная история, страны и города вне стандартной
информации из путеводителей. Укромные уголки больших городов и нежные пейзажи
сельской провинции. Фототуры и экспедиции в поисках необычных кадров.

Контакты 
Профайл 
Карта сайта



Яндекс.Метрика