Москва Подмосковье Петербург Русский Север Калининград Самара Анапа Владивосток |
Беларусь Болгария Швейцария |
Электрозаводская ветка железной дорогиЭлектрозаводская ветка железной дороги - тупиковый отрезок, ведущий от окружной железной дороги до Электрозавода, то есть фактически до берега Яузы. Если вы не романтик рельс, уходящих вдаль, не любитель уединённых пейзажей, навевающих грусть заброшенности, и не поэт, оплакивающий крушение цивилизации, то делать вам на этих рельсах нечего. Однако Электрозаводская ветка - неплохой вариант для прогулки в стиле любопытного блуждания по заброшенной промзоне. Здесь относительно тихо и безлюдно, но нельзя совсем уж исключить возможность адреналиновых столкновений с асоциальными жителями столицы. Не рекомендуется исследовать дорогу хрупким дамам в одиночестве, а также в ночное время. Извилистый путь Электрозаводской ветки повторяет повороты русла реки Хапиловки, ныне упрятанной в коллектор. И путь этот весьма примечателен с точки зрения истории русского ремесленничества и промышленности, хотя материальных памятников этой истории практически не осталось.
Река Хапиловка - крупнейший приток Яузы, берущий своё начало от слияния речек Серебрянки и Сосенки. На берегу Серебрянки располагалась родовая усадьба Романовых, жалованная Иваном Грозным Никите Романову - брату жены Анастасии. Воцарение Алексея Михайловича Романова на царство стало началом расцвета Измайлова как царской усадьбы. И самым естественным образом вдоль Хапиловки быстро построились сёла ремесленников, обслуживавших царский двор. Алексей Михайлович благоволил к ремесленникам, поощряя новшества и расширение производств, и фактически ещё в XVII веке на всём протяжении от Измайлова до Яузы берега Хапиловки были застроены. Где-то на складах вдоль Хапиловки Пётр Первый увидел лодку, с которой началась история русского флота. И на капустных полях по берегам реки проходили сражения потешных полков будущего императора. Сёла Семёновское и Преображенское, разделённые Хапиловкой, стали местом рождения новой русской армии. В XVIII веке реку запрудили, и она превратилась в тихий водоём с топкими, заболоченными берегами. Со стороны Семёновского вдоль реки возникла промзона, состоящая из стекольного завода, ткацких мастерских, кирпичных и гончарных производств, каретных дворов и ряда других ремесленных предприятий. В конце XIX века у этой местности была дурная слава. Границы города проходили по Семёновской заставе, в ближнем промышленном пригороде, которым являлось Семёновское, было много агрессивной и криминально ориентированной молодёжи. В почти неизменном виде эта промзона так и сохранилась вдоль Ткацкой улицы, хотя постосоветский упадок поставил крест на части промышленных предприятий. Электрозаводская железнодорожная ветка была проложена в конце 1920-х годов. Шла она по насыпи вдоль берега частично осушенного Хапиловского пруда и обслуживала всю цепочку предприятий на своём пути. В конце 1940-х годов Хапиловский пруд ещё обозначался на картах, но фактически перестал существовать, набирая воды лишь в период половодья или после сильных дождей. В конце 1960-х - начале 1970-х Хапиловка на всём своём протяжении была убрана в коллектор, а рельсы остались, отмечая на карте русло спрятанной реки. На пути рельс вдоль Ткацкой улицы сильно заметен уклон рельефа, этот берег реки был весьма высоким (и поднимающимся вверх - на Соколиную гору). Во время сильных дождей рельсы затапливает и в наше время. В районе выхода к реке улиц Ибрагимова и Мироновской над старым руслом образуется новый поток воды.
Два следующих снимка свалок и спальных мест для бомжей подсказывают, что дорога не так безлюдна, как можно решить, неторопливо гуляя по рельсам в тёплый солнечный день. Тянущиеся кое-где теплотрассы определённо привлекают сюда тех, у кого нет крыши над головой. В некоторых местах надписи на стенах и заборах свидетельствуют о том, что территория дороги хорошо знакома наркоманам разного толка. Так что прогулка здесь не рекомендуется в тёмное время суток.
Фото, текст - Татьяна Селянинова, 2015 Читайте также:3Мост над Казанской железной дорогой в районе станции Сортировочная Лопатинский рудник Владивосток. Безымянная батарея
|
Москва Подмосковье Петербург Русский Север Калининград Самара Анапа Владивосток |
Беларусь Болгария Швейцария |
© 1395.ru Путешествия, наблюдения, впечатления, размышления. 2009-2022 Занимательная география, наглядная история, страны и города вне стандартной информации из путеводителей. Укромные уголки больших городов и нежные пейзажи сельской провинции. Фототуры и экспедиции в поисках необычных кадров. | Контакты Профайл Карта сайта |