Путешествия, впечатления, размышления
  Москва Подмосковье Петербург Русский Север Калининград Самара Анапа Владивосток  
  Беларусь Болгария Швейцария  

Пражская Лорета. Святая хижина

Через портал главного фасада мы попадаем на двор, где находится Святая хижина, собственно идейный и строительный центр всей Лореты. Подобно многим иным сооружением этого типа в различных городах Чехии и Европы, Священная хижина была построена по образцу известной «Санта каса» в Лорето в Италии. Так как эта итальянская хижина была, согласно легенде, жилищем Святого семейства, ей поклонялись как реликвии, а ящичком для неё — реликвиарием — стала архитектура Браманта в стиле Возрождения. Её стены из белого мрамора, начиная с 1514 года постепенно покрывались декоративными рельефами и скульптурами различных итальянских скульпторов под руководством Андре Сансови (Контуччи), определившего, видимо, окончательное распределение и очередность скульптур и рельефов.

Лепное оформление стен Святой хижины приближает нам программу декодирования итальянской Санта каса, однако, остается далеко за ней в художественном уровне. Наружные стены капеллы расчленены полуколоннами и коринфскими капителями; между ними в нишах находятся статуи библейских пророков, языческих прорицательниц Сибилл, а также рельефы, изображающие сцены из жизни Девы Марии. На восточной стороне хижины, обращенной к костелу, стоит обратить внимание на рельеф припоминающий легенду о чудодейственном перенесении домика. Под Святой хижиной находится склеп семьи Лобковицов — основоположников Лореты.

Пражская Лорета.

Внутри лоретанской хижины находятся настенные картины из жизни девы Марии, выполненные в 1795 году малостранским художником Франтишеком Кунцом. Цикл мариинской легенды не представлен здесь полностью. Фрагментальность настенной живописи снова имитирует итальянский образец, подавая при этом изображаемые события в понятной чешскому зрителю форме. В темном интерьере капеллы выделяется скульптура Д. Марии Лоретанской, вырезанная из липового дерева и вправленная в серебряную раму; рама создает своего рода венец окрыленных ангельских головок, выполненных как чеканка по серебряному листу по две-три головки и прикрепленных к деревянному каркасу рамы.

Вокруг исходят серебряные лучи, чередуя свои ровные и волнистые края. Внизу на раме проведена чеканка общего герба семей Тилле и Коловраток с надписью на немецком языке «Элизабет Аполлония Графиня фон Коловрат, урожденная графиня фон Тилли» и дата — 1671 год. Согласно вычеканным обозначениям, серебряная рам является делом рук пражского золотых дел мастера Марека Хрбека, жившего на Малой Стороне, который относился в свое время к лучшим представителям пражского ювелирного ремесла, создававшим свои работы из золота и серебра. Ниша с находящейся в ней статуей Д. Марии, отделена от остального пространства капеллы серебряной решеткой и дарохранительницей, вычеканенной из серебряного листа скорее всего в 1684 году.

Общий вес серебряных украшений хижины более 100 либер. В капелле находятся также, будучи замурованными в кладку под расшивку швов, две балки и кирпич, относящиеся якобы, к первоначальному лоретанскому домику.

Двор Лореты со всех четырех сторон замкнут двухэтажными портиками. Часть первого этажа портиков, служившая в качестве пристанища паломников, была начата в 1634 году. И здесь стройка была поручена итальянскому зодчему Г. Б. Орси, Андре Аллиа (начиная с 1644 года) и Сильвестру Карлоне (начиная с 1646 года). С их участием были построены также обе колокольни костела Рождество Господне.

Аркадный этаж портиков возник позже при участии Килиана Игнаца Динценхофера в период 1746 1747 годов; здесь ощущается развитие стиля, проделанного архитектурой между половиной семнадцатого и восемнадцатого веков. Своды первого этажа портиковой галереи декорированы 47 символическими картинами-фресками на сюжет лоретанской литании, исполнявшейся поломническими процессиями.

Фрески были выполнены художником Антонином Феликсом Шеффлером в 1750 году. Художник прибегнул здесь к средствам, доходящим до натурализма, неприятно действующим в особенности там, где речь идет о выражении духовно-символической стороны мариинской легенды. В 1882 году живопись была не слишком бережно обновлена художником Анделом. Стены галереи первого этажа окаймлены алтарями с изображениями святых, покровителей и спасителей от различных человеческих недугов. Многие из этих картин, в особенности, на правой стороне от выхода, являются, якобы, портретными подобиями благодетельниц лоретанского места. Одна из них представлена в виде св. Елизаветы, вторая в виде Маргариты, побеждающей гидру. Цена картин является лишь документальной; они представляют собой образцы работ мелких неизвестных мастеров затухающего барокко.

Интерьер двора еще в XVIII веке был дополнен двумя фонтанами, работами пражского скульптора Яна Михала Брюдерле. Вправо от Святой хижины находится фонтан, украшенный скульптурной группой «Вознесение Девы Марии», влево — скульптурной группой «Воскресение Христа». Фонтаны были окончены и освящены 7 сентября 1740 года, уже после смерти скульптора Брюдерле. Заключительные работы на фонтанах по этой причине были поручены иному выдающемуся пражскому скульптору Рихарду Прахнеру. Скульптурная группа «Вознесение» в 1939 — 1940 годах была заменена копией, которую выполнил скульптор Войта Сухарда (оригинал находится в археологическом отделении пражского Национального музея).

Ян Дивиш, канд. ист. наук





Читайте также:

3

Пражская Лорета. КапеллыПражская Лорета. Капеллы  
Первоначально галерея, окаймляющая двор Лоретты, была без капелл. Многочисленные завещания и дары позволили построить капеллы, богато обставленные и содержащие некоторые выдающиеся произведения чешского барокко.

Пражская Лорета. Костел Рождества ГосподнеПражская Лорета. Костел Рождества Господне  
В центре восточной стороны первого этажа галереи, где сегодня находится костел Рождества Господне, стояла первоначально ниша для алтаря, перестроенная в 1718 году в капеллу. Для следующей перестройки капеллы в костел был призван Криштоф Динценхофер, однако, перестройка была окончена лишь в 1723 году его сыном Килианом Игнацом. Последняя, окончательная перестройка и расширение костела Рожества Господне были проведены пражским зодчим Яном Йиржим Айхбауэром в 1734 — 1737 годах.

Пражская Лорета. СокровищницаПражская Лорета. Сокровищница  
Сокровищница была основана, видимо, сразу после устройства лоретанской капеллы. Невозможно установить точную дату основания сокровищницы, однако, уже в инструкции, изданной основоположницей Лорет Бенигной Екатериной Лобковицовой 17 сентября 1636 года, содержится упоминание о сокровищнице.



    • Главная   • Путешествия по миру   • Чехия   • Пражская Лорета   • Пражская Лорета. Святая хижина  

Северная архитектура на иконах Сплав по Осетру. Опыт путешествия Путешествие в Калининград
Москва Подмосковье Петербург Русский Север Калининград Самара Анапа Владивосток
Беларусь Болгария Швейцария
 
© 1395.ru Путешествия, наблюдения, впечатления, размышления. 2009-2025
Занимательная география, наглядная история, страны и города вне стандартной
информации из путеводителей. Укромные уголки больших городов и нежные пейзажи
сельской провинции. Фототуры и экспедиции в поисках необычных кадров.

Контакты 
Профайл 
Карта сайта



Яндекс.Метрика