Москва Подмосковье Петербург Русский Север Калининград Самара Анапа Владивосток |
Беларусь Болгария Швейцария |
Форт №316 августа 2018 года • Общественный транспорт: Автобус 31 до конечной или предпоследней - По требованию В послевоенное время большинство хорошо сохранившихся фортов было занято военными частями, некоторые и поныне продолжают оставаться закрытой территорией, хотя используются преимущественно как склады. Своеобразие приватизационных процессов привело к тому, что несколько фортов стали частной территорией, но если хозяева форта №11 превратили свою недвижимость в интересный музей, форту №3 повезло меньше. Высокие въездные ворота преграждают вход на территорию комплекса, табличка гласит, что форт является частной собственностью, однако очевидно, что и сам форт, и территория вокруг пребывают в состоянии запущенности. Проникнуть на территорию вполне возможно и в обход ворот и заборов. Туристы спускаются внутрь, о чём свидетельствуют тропинки и заботливые подсказки новичкам. Однако в реальности нет никакой необходимости нарушать частные границы. Кардинальных отличий у форта нет, изучить внутреннее устройство здания можно там, где к тому нет препятствий, а прогулка вокруг форта даёт исчерпывающее представление о том, какие принципы и техники использовались для создания оборонительного укрепления.
Самое интересное в форте №3 - сохранившийся бетонный бункер, аналогичный тому, что стоял в форте №5. В форте №5 можно оценить толщину взорванного бетона, в форте №3 - полюбоваться тем, как выглядит целый бетонный "автобус". Судя по всему, владельцы форта если не живут в этой бетонной капсуле, то используют её для своих нужд. Вполне себе весёлая гримаса истории - если бы строители этого защитного сооружения могли заглянуть в будущее, они бы очень и очень удивились.
Форт №3 построен по тому же принципу искусственного острова, что и остальные форты. Собственно форт окружает ров, который предполагалось заполнять водой. Вокруг водоёма насыпан вал, являющийся дополнительной защитой от артиллерии и атаки пехоты. И часть вала, обращённая к форту, укреплена кирпичной стеной. В исходном проекте предусматривались и резервные ворота, и запасные выходы через стену наверх вала. Форт №3 расположен выше остальных, на возвышенности, воды для наполнения рва недостаточно, и вместо воды можно любоваться буйным разнотравьем, устилающем дно рва.
Здание форта двухэтажное, и судя по внешнему виду, внутренняя планировка не отличается оригинальностью - это длинные коридоры, вдоль которых расположены комнаты и склады.
Насыпной вал вокруг форта отличается неровностью рельефа. Глубокие и не очень ямы - ничто иное как воронки от снарядов. Перекапывать и выравнивать вал было некому, так он и зарос лесом, лишь сгладив метки войны, но не избавившись от них.
Мрачную красоту форта №3 составляет решётка, идущая поверх стены вала. Загнутые верхние
острия решётки образуют причудливый узор, а общий вид создаёт атмосферу некоторой напряжённости.
Многие местные жители используют это ограждение как арт-объект для съёмок фото и видео в стилистике
антиутопии или стим-панка.
По нашим скромным представлениям внутренняя часть форта также должна быть обнесена кирпичной стеной, однако примерно на половине маршрута стена заменяется обычным земляным склоном, с которого падают и деревья, успевшие вырасти за прошедшие десятилетия.
Педантичные прусские строители заботливо выбили в камне год строительства. Энергичные русские вовеннослужащие украсили постройку большими буквами ДМБ. Не смогли обойтись без граффити.
Наши люди в любом заборе обустроят небольшую дыру или даже целую калитку. Судя по всему, дыра достаточно активно используется для неформального знакомства с объектом. Для спуска потребуется верёвка. Мы в наивности своей достаточной амуниции не припасли, и в окрестных кустах заботливой закладки для непосвящённых не нашли. Поэтому ограничились фотографией альтернативного "входа" в форт.
Особенность форта №3 - въездной мост сразу на второй этаж, который образуется за счёт выкопанного рва. С точки зрения подъезжающего к форту гостя уровень дороги и местности соответствует линии второго этажа форта, а вот первый этаж оказывается внизу. Остаётся только догадываться, как сыро, темно и неуютно было в помещениях форта, и как эта депрессивная среда влияла на состояние солдат и офицеров, несущих здесь службу. Если почитать иных радужных мечтателей, то вопросы восстановления фортов упираются только в финансы. Вот сделать бы небольшой ремонт - и была бы отличная гостиница или торговый центр. Но правда в том, что на реконструкцию нужны очень серьёзные финансы, довести форты до современных стандартов качества жизни и работы проблематично не только в силу запущенности построек, но и в силу их исходной ориентации на полуподземный, казематный стиль. Проблемы вентиляции и отопления казематов, вероятно, решаемы, но общую концепцию не изменить. Форт - это форт, и тихого уютного места для семейного отдыха из него никак не сделать.
Кирпичи с клеймом KFZ, обнаруженные в форте №3
Отдельная страница про кирпичи: Кирпичи Кёнигсберга c клеймами Татьяна Селянинова, Тимофей Устинов Читайте также:0
|
Москва Подмосковье Петербург Русский Север Калининград Самара Анапа Владивосток |
Беларусь Болгария Швейцария |
© 1395.ru Путешествия, наблюдения, впечатления, размышления. 2009-2022 Занимательная география, наглядная история, страны и города вне стандартной информации из путеводителей. Укромные уголки больших городов и нежные пейзажи сельской провинции. Фототуры и экспедиции в поисках необычных кадров. | Контакты Профайл Карта сайта |