Москва Подмосковье Петербург Русский Север Калининград Самара Анапа Владивосток |
Беларусь Болгария Швейцария |
«Привидение на просеке» Татьяны ЛатуковойОткрывая роман Татьяны Латуковой «Привидение на просеке», ожидаешь увидеть новую смену декораций. Читатели уже познакомились с ведьмой, плясуньей и космическими странниками, так что предложит на этот раз наша пишущая современница? Оказывается, что действие нового романа оказывается предысторией Риты из романа «Ведьма в лесу». Рассмотрим внимательней, есть ли в босоногой девчонке потенциал личности, которую окружающие считают связанной с потусторонними силами. Сначала необходимо отметить положительный момент в творчестве писательницы, и он связан с литературной выразительностью. В романе язык «округлый», «уютный» с деревенским привкусом. Это отличает «Привидение…» от более раннего романа «Талисман» и ожидающего своего часа публикации «Браслета». Пробегая глазами строчки переплетающихся историй в романе, представляешь все эти рощицы, перелески и, конечно, просеку. Эти пейзажные зарисовки представляют светлую сторону, тогда как колодцы, болото и водоемы скрывают мрачные тайны прошлого и в прямом смысле скелеты если не в шкафу, то под корнями, в иле и в безвестных могильниках и курганах.
Книга «Привидение на просеке» на сайте Татьяны Латуковой: Купить бумажную книгу в магазине 7ZR: Из традиционных языковых конструкций автора следует отметить несколько раз всплывающую мысль «дети должны рождаться». При этом ничуть не сбрасываются со счетов все трудности, сопровождающие этот процесс: гестоз беременных, родовая горячка и послеродовая депрессия. Кроме того, после того как ребенок родился, его еще десятилетия нужно кормить, одевать и воспитывать. Вот в этом, пожалуй, и состоит главный гуманистический посыл автора. Женщины подбирают на дороге младенцев во время войны. Сколько раз эта житейская канва повторилась в нашей стране? И сколько судеб, романов и встреч сломала такая бурная история отечества первой половины XX века? Недаром силой природы и оберегом Лукогорья выступает архетипическая богиня Березушка – олицетворению плодородия, забытая и упоминающаяся только в сказках, к ней обращаются веками женщины со своими бедами и печалями, явно или неявно поклоняясь на тайных тропах лесной страны. В романе параллельно идут две ветви повествования: одна про современное Лукогорье – провинциальную деревню, где с одной стороны прозябает обыденность и серость, а с другой выходят таланты и самородки земли Русской. Другая ветвь – история двух женщин, которых перемололи как собственные натуры, дороги любви, так и колесница беспощадных разрушений времени. Немая сирота Анастасия с ярким характером, умная, талантливая письменным словом и аналитическим складом ума против красавицы Александры – взбалмошной капризной принцессы, недолюбленной матерью, пытающейся компенсировать тоску о безусловном принятии романтическими историями. Мужчины – кто они в этом романе – фон, на котором раскрываются женские судьбы, или злые эгоцентрики, в своих попытках самоутверждения, не замечающие происходящего рядом. Татьяна Латукова ставит непростой вопрос: кто же на самом деле управляет течением жизни: мужчины, развязывающие войны, или женщины, рожающие и воспитывающие детей, выбивающие им квартиры и своими заговорами уводящие беду? Петька – бестолковый пацан, на глазах которого фактически раскрывается суть расследуемого в книге преступления, но тайна скрыта от него собственной озабоченностью на почве подросткового бунта гормонов. И Петьку этого жалко. Он же никчемный, зачем автор обращает на него внимание. Это как современный лишний человек. Раньше был Печорин-Базаров-Башмачкин, а теперь вот такие Петьки – вроде как есть человек (ест, спит, работает), а никому он в жизни не нужен, никакой пользы от него нет, даже родня к нему равнодушна. Хотя потенциал-то был «небольшая диссертация о цветении борщевика». Здесь хочется поспорить с автором, она закладывает некоторую предопределенность - не посмотрел танца ведьмы, ты никто, сам ничего ты сделать не можешь, если тебя не озарили «светом небесной красоты». Но на самом деле воля и разум определяют жизненную судьбу, хотя и потенциал здесь очень важен. Во всей этой книге об Александре-Анастасии бесполезной выглядит непосредственная современная жизнь села, несмотря на убийства и раскрытие преступления, а в самой этой жизни чужеродным элементом смотрится Рита. Зачем она в Лукогорье? И без неё все эти переплетающиеся истории не потеряли бы своего очарования. Она выступает катализатором происходящих событий, той самой соломинкой, которая прорывает дамбу тайн, недомолвок и забытых историй, скрытых вуалью времени. Современная история преступлений (убийства молодых женщин) выглядит слишком примитивной на фоне десятилетиями разворачивающейся драмы женских сердец. Люди измельчали, стали плоские и заботы у них какие-то утилитарные. Даже старухи похожи на прибитый гвоздем к месту листок: вам сказали сидеть возле магазина и трындеть, создавая не новости, а видимость новостей. В выступлениях творческого объединения «Уральские пельмени» есть такая сценка, где старухи сидят на лавочке и обсуждают, что они уже вышли из дома, а чего раньше не вышли, а надо было выйти, а может уйти или не уйти и т.д. Старухи эти воспроизводятся в каждом следующем поколении самопроизвольно, также как дети рождаются, так и старухи всё сидят на лавочке возле деревенского магазина. И в каждом поселке есть своё сельпо, своя лавочка, насиженная годами, и тридцать лет и три года сидят на ней бабульки, а вокруг скачут дети, приезжают и уезжают грузовики с хлебом, и катится такая неспешная деревенская жизнь к погосту. Своеобразной вставкой выступают скакания вокруг магов и магических сущностей, всё это выглядит несколько «слишком» для деревенского романа. Внезапно появляется Энский, как персонаж из другой вселенной. Не хватало еще Ворона с Шутом пригласить, они бы произвели новостей для «лавочки» на пару лет вперед. Временами из-за обилия переплетенных нитей, читатель по мере развития действия ощущает себя не в своей тарелке. То есть он не понимает, что происходит и из-за этого возникает недоумение от самой книги: «навертели-намудрили». Слишком запутанная вся эта история с генеалогическими древами, родней кровной и приемной, вроде как нужно сидеть и выписывать родственные связи и кто-кому-кем приходится. Интересное здесь возникает пересечение с другим романом Татьяны Латуковой «Оберег», где Ворон по старому замку бродит в поисках артефактов, а вокруг разветвленное графское семейство делит наследство умершего дедулечки и копается в прочем барахле представившихся родственников. Поговорим немного о женских персонажах Рита – одинокая девчонка, от безвыходности жизни работающая сиделкой при стариках, всегда знает, что сказать и сделать. И со всеми-то она находит общий язык, и всем нравится, и всем помогает, хотя история у нее «темная и нерадостная». Вызывает она сочувствие? В некоторых ситуациях – да, а в других не может не раздражать своей угодливостью и попаданием в точку. Возникает такой эффект у социальных и действительных сирот: они пытаются угодить всем окружающим, т.к. не понимают, как а самом деле выстраивать отношения с миром вокруг. Анастасия – самый противоречивый персонаж для читателя. С одной стороны раздражает ее всеумелость и всепронырливость. И Европу она объездила, и десять детей воспитала, и переводчик с пяти языков, и помогает всем. Конечно, удобно помогать, когда у тебя фея есть с наследством золотых монеток. С другой стороны хорошо, что потратила она это наследство на детей, а не на платья, алкоголь и азартные игры. И вызывает некоторое сомнение, как в послевоенные годы можно было спокойно ездить неоднократно заграницу? Собственно здесь и другой тезис: если она в поездках проводила от двух до шести месяцев, то детей-то получается, Глаша воспитывала, а не она. Причем на чужие наследственные деньги. Как-то сразу градус «страдала-страданула» снижается. Александра демонстрирует читателю беспорядочное отношение к жизни, и тут вереница мужчин никак не увеличивают позитивное к ней отношение. С другой стороны, не так всё однозначно. Становится её жалко, также как и простушку Женьку в современности. Ну воспитали ее так – в принцессовости, она не может вести себя иначе. Это как Хеопсу сказать, что он не воплощение Солнца и стройка пирамид бесполезная трата ресурсов. Или этому чокнутому китайцу с 8-ю тысячами глиняных воинов в могиле (38 лет на постройку и 700 тысяч человек трудовых ресурсов). Если человеку с внутриутробного периода внушают, что он король мира и может делать что хочет, так он и будет так себя вести. Закончить хочется замечанием, что все книги автора можно хорошо экранизировать. Деревень подобных Лукогорью в качестве декораций у нас достаточно, изящный и красивый сюжет, который легко ложится на переработку в сценарий. Персонажи колоритные и характерные. Фильм может получиться красивый, интересный и яркий. Главное, чтобы сценаристы не стали раскрывать все тайны Лукогорья, чтобы оставить под вуалью скрытое от посторонних глаз привидение. Снежана Северова, 2019
|
Москва Подмосковье Петербург Русский Север Калининград Самара Анапа Владивосток |
Беларусь Болгария Швейцария |
© 1395.ru Путешествия, наблюдения, впечатления, размышления. 2009-2022 Занимательная география, наглядная история, страны и города вне стандартной информации из путеводителей. Укромные уголки больших городов и нежные пейзажи сельской провинции. Фототуры и экспедиции в поисках необычных кадров. | Контакты Профайл Карта сайта |